Коэффициент аварийности в ОСАГО будет теперь присваиваться водителям раз в год

0
245

МОСКВА, 1 апр — ПРАЙМ. Система расчета коэффициента бонус-малус (КБМ) при дефиниции стоимости ОСАГО изменяется с 1 апреля: КБМ будет присваиваться каждому водителю раз в год, а если у него таких коэффициентов несколько, то хвататься в расчет будет самый низкий. Опрошенные РИА Новости страховщики уверены — водителям не стоит опасаться, что нововведения скажутся на стоимости полиса. Наоборот, новый подход поможет «навести порядок» и не допускать ошибок при расчете стоимости «автогражданки».

КБМ — одинешенек из коэффициентов, на который умножается базовая ставка ОСАГО, после чего и определяется итоговая стоимость полиса. Бонус-малус зависит от истории аварийности водителя: если он нередко был виновником ДТП, то коэффициент будет повышающим, если водил аккуратно — понижающим. Всего в КБМ существует 15 классов — чем хуже водит автолюбитель, тем ниже его класс. Для самого низенького из них КБМ будет равен 2,45, а для самого высокого — 0,5. Для новичков устанавливается нейтральное значение КБМ — единица.

История вождения есть в базе данных АИС ОСАГО Российского союза автостраховщиков (РСА). Ранее КБМ рассчитывался в тот момент, когда автолюбитель приобретал новоиспеченный полис. Теперь коэффициент будет рассчитываться и присваиваться раз в год — 1 апреля, вне зависимости от того, когда будет приобретен новоиспеченный полис. Если у водителя действуют несколько договоров, в которых он фигурирует, по ним могут быть разные значения КБМ. Но с 1 апреля будет хвататься в расчет только одно из них — самое низкое.

КАК ЕЗДИШЬ, ТАК И ПЛАТИШЬ

После изменения в подходе к присвоению КБМ цена ОСАГО либо останется старее, либо даже снизится, считают страховщики.

«Для водителей с несколькими историями аварийности будет выбран КБМ с минимальным на 31 марта 2019 года смыслом. Затем будет проверена статистика убытков за последние два года, не учтенных по базе АИС ОСАГО, и зафиксирован окончательный размер коэффициента бонус-малус, какой и будет применяться при расчете стоимости полисов ОСАГО в следующие 12 месяцев. При такой схеме перехода на новоиспеченный порядок определения КБМ мы ожидаем, что удорожания ОСАГО не произойдет», — пояснил начальник управления в СК «МАКС» Евгений Попков.

«Значительное изменение — для юрлиц также будет высчитываться один КБМ. Так что ожидаем снижения количества жалоб по ОСАГО и упрощения при проведении конкурсов для юрлиц», — добавил директор дирекции «Ингосстраха» Виталий Княгиничев. По его словам, посредственная стоимость ОСАГО после нововведений скорее снизится, чем наоборот.

К такому же мнению пришел руководитель управления в «Альфастраховании» Денис Макаров. «Новоиспеченный порядок расчета КБМ приведет к снижению среднего размера премии по ОСАГО, поэтому автомобилистам нечего опасаться», — произнёс он.

Юрист и автоэксперт Сергей Смирнов уверен, что реформа КБМ — это еще один шаг к персональному тарифу, благодаря ей начнет работать принцип: «как ездишь, так и платишь».

«Для страховых компаний такая система также выгодна. Будет несложнее делать расчеты стоимости полиса, а в дальнейшем предоставлять и персональные условия для аккуратных водителей. Очевидно, что аккуратные водители будут платить меньше», — пояснил он.

РЕФОРМА «Целого АГЕНТА» И «Е-ГАРАНТА»

Сразу после — 2 апреля — обновится и система гарантирования РСА: бумажный «Единый агент» и электронный «е-Гарант». Система «е-Гарант» была запущена в 2017 году для обеспечения бесперебойного заточения электронных договоров ОСАГО с использованием площадки РСА. «Единый агент» заработал немного раньше — в 2016 году, он был устремлён на улучшение ситуации с доступностью ОСАГО в некоторых регионах. Страховщики, имеющие там филиалы, осуществляют продажи бумажных полисов ОСАГО в качестве агентов от имени всех прочих страховщиков — членов РСА.

Ранее система гарантирования предлагала страхователю только одного страховщика, исходя из номера ПТС. С апреля клиенту будет предлагаться список страховых компаний, у каких он сможет приобрести полис. При этом доля каждого страховщика в этой системе будет определятся его рыночной частью.

Как рассказали агентству в РСА, союз ожидает, что новшество повысит удовлетворенность автовладельцев, которые пользуются системами. При этом и эти изменения не повлекут роста цен на ОСАГО, уверены в РСА. Эту точку зрения поддерживает и Макаров.

«Изменения в распорядке распределения бизнеса («е-Гарант» и «Единый агент») касаются внутренних процессов страховщиков и не повлияют на доступность услуги. На стоимость ОСАГО оказывают воздействие только экономика и конкуренция на рынке. В условиях конкуренции за клиента качество услуг и цены становятся более привлекательными», — пояснил он.

Смирнов видает в обновлении систем очевидный плюс для водителей, поскольку им перестанут навязывать определенную страховую компанию. «Теперь любой автовладелец сквозь сеть интернет будет выбирать определенного страховщика из предоставленного списка, а значит, мы сможем заключать договоры с той компанией, какая нам нравится», — отметил он.

В то же время в «Ингосстрахе» уверены — изменения отрицательно скажутся на крупных игроках рынка, а также могут повлиять на стоимость полиса в «токсичных» регионах, но со временем и в пределах коридора. «Раньше крупные игроки легко закрывали квоту за счет собственного объема торговель. Теперь же именно на лидеров рынка вывалится основной поток, мелкие компании квоту выбирать не будут. Вытянется концентрация, а также ухудшится финансовый результат у крупных игроков», — считает Княгиничев.