МОСКВА, 16 мар /ПРАЙМ/. Основываемый Банком России маркетплейс усилит отток клиентов из небольших региональных банков в крупные, прогнозируют в своем обозренье аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА».
Аналитики считают, что на горизонте ближайших пяти-десяти лет ведущие игроки банковского базара будут трансформироваться в экосистемы. Ее создание доступно только крупнейшим банкам, остальные могут организовать партнерскую экосистему с различными компаниями из сферы потребительских товаров и услуг для рекламы и продвижения своих продуктов. Банки, какие не успеют вовремя перестроить бизнес, будут вынуждены уйти с рынка, уверены эксперты.
«При этом планируемое создание Банком России маркетплейса может спровоцировать ускорение этого процесса, поскольку повергнет к дальнейшему оттоку клиентов из небольших региональных банков в более крупные в результате неравной ценовой конкуренции и усилит конкуренцию между крупными игроками», — полагают в «Эксперт РА».
ЦБ РФ в льющемся году планирует запустить финансовый маркетплейс. В первой рабочей версии клиентам будут доступны в режиме «одного окна» лепты всех банков, которые решат присоединиться к данному проекту. В июле, как предполагается, будет запущена полная версия перроны с расширенной линейкой продуктов, через которую клиенты маркетплейса получат доступ к ценным бумагам, индивидуальным инвестиционным счетам, страховым продуктам и кредитным продуктам, вводя ипотеку.
Подобная трансформация требует значительных инвестиций в IT-технологии, дистанционное банковское обслуживание и противодействие киберугрозам, какие могут себе позволить ограниченное число банков, подчеркнули аналитики. С 2017 года расходы банков на технологии вырастают значительно быстрее расходов на оплату труда (16,4% против 9,4% в 2019 году). При этом в 2020 году крупные банки собираются гораздо нарастить долю онлайн-продаж (в среднем на 6 процентных пунктов, до 28%), что заметно увеличит разрыв в уровне цифровизации торговель крупных и небольших банков.
«Данные, обработанные «Эксперт РА», демонстрируют существенный разрыв между крупными и небольшими банками в степени диджитализации операций: так в 2019 году средняя доля онлайн-продаж основных банковских продуктов у топ-100 банков по активам составила 22%, а у банков за пределами топ-100 – 9%», — показали аналитики.