Новое правительство пойдет к экономическим реформам прежним курсом

0
353

МОСКВА, 18 мая — ПРАЙМ, Диляра Солнцева-Эльбе, Мила Кузьмич. Экономический блок правительства раздался и обновился примерно наполовину. По мнению опрошенных агентством «Прайм» экспертов, это сообщает о желании властей в основном продолжить текущий курс, но приступить плавный переход к реформам, которые обсуждались в последние годы.

В то же пора они отмечают усиление позиций главы Минфина в кабинете министров, расценивая это как примета того, что инструментами ускорения роста экономики для правительства сделаются не смягчение монетарной и бюджетной политики, а частные инвестиции и жесткий контроль госрасходов.

Известные ВСЁ ЛИЦА

Ключевые министры финансово-экономического блока правительства ожидаемо сохранили портфели, это получивший статус первого вице-премьера министр финансов Антон Силуанов, глава Минэкономразвития Максим Орешкин, министр индустрии и торговли Денис Мантуров, министр энергетики Александр Новак.

Еще пять министров сделались новичками на этих постах. Так, руководивший Аналитическим центром при правительстве Константин Носков назначен на место министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, возглавлявший Россельхозбанком Дмитрий Патрушев стал министром сельского хозяйства, трудившийся замглавы Минтранса Евгений Дитрих повышен до министра. Дмитрий Кобылкин назначен министром природных ресурсов и экологии, а Владимир Якушев — министром стройки и ЖКХ (ранее они были губернаторами ЯНАО и Тюменской области соответственно).

Всеобщей число экономических министерств не поменялось, однако количество курирующих их вице-премьеров возросло с двух до четырех. Силуанов будет курировать финансово-экономический блок вместо Игоря Шувалова, а полномочия Аркадия Дворковича поделили между собой три заместителя премьера: Алексей Гордеев будет курировать сельское хозяйство, Максим Акимов – транспорт и связь, Дмитрий Козак займется индустрией и ТЭК.

Новые министры в ближайшее время будут представлены своим подчиненным. «Люд известные, с хорошим опытом работы, хорошо зарекомендовавшие себя», — одобрил президент РФ Владимир Путин новоиспеченный состав правительства на встрече с премьером Дмитрием Медведевым и вскоре подмахнул указы о назначениях.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КУРСА

«Традиционно отсутствие значимых изменений в составе кабинета означает преемственность курса. Мы ожидаем, что приоритетом экономической политики сделается стимулирование экономического роста за счет инвестиций, однако ровные государственные расходы или более мягкая монетарная политика не будут использоваться как инструменты поддержки, ключевыми стимулами сделаются снижение ставок и роли государства в экономике», — произнесла Наталья Порохова из АКРА.

Но новому правительству придется коротать реформы, обсуждение которых откладывалось на поствыборной период, полагает она, указывая, что старый кабинет так и не принял давно назревших решений по пенсионному году, по индивидуальному пенсионному капиталу и налоговой реформе.

Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова еще до формирования правительства сообщала, что кандидатура Силуанова на пост первого вице-премьера свидетельствует о том, что руководство края желает сохранить стабильную и предсказуемую бюджетную политику и что воли не готовы добиваться ускорения роста ВВП за счет раздувания расходов.

«В моем понимании, сейчас кристаллизуется тот факт в этих направлениях, что задачей является не столько поддержание экономического роста любой стоимостью, в том числе закачивая большие ресурсы в экономику, сколько поддержание стабильности бюджетных, монетарных условий, макростабильности», — произнесла Орлова.

ПОДВЕДЕНИЕ К РЕФОРМАМ

Ставка на текущий экономический курс не означает несогласие от реформ, напротив, они являются его логическим продолжением, уверен советник Института нынешнего развития Никита Масленников. Однако быстрых изменений ожидать не стоит.

«Продолжение курса на макроэкономическую стабильность логически подводит к нужды структурных реформ. Собственно, последние два года мы видим развертывание этой логики в деятельности кабинета министров», — произнёс Масленников.

Эксперт привел в пример переход ЦБ РФ к режиму таргетирования инфляции и плавающему курсу рублевки, которые потребовали хеджирования рисков со стороны правительства. «Разом стало необходимым подстраховывать эти действия новой бюджетной политикой, то есть бюджетной консолидацией, повышением эффективности госрасходов и так дальше, что и начали делать», — пояснил он.

«Я не склонен к тому, чтобы сообщать о том, что в ближайшие недели все повернется к лучшему. Это не так, у нас год будет очень тяжкий и напряженный. Думаю, где-то в ближайшие два-три месяца будет представлено правительством содержание его курса. Это как раз и есть структурная повестка, какая позволит нам выйти за пределы 2%-ного роста (экономики — ред.). Задача правительства сейчас – представить вескую структурную повестку, которая раньше отдельными компонентами присутствовала, но в публичном пространстве целиком ее не было», — отметил Масленников.