От нефти бюджету РФ помощи ждать не стоит

0
234

МОСКВА, 20 окт – ПРАЙМ, Анна Подлинова. Между российской и глобальной экономикой растет структурный разворошив: первая меняется слабо, а вторая – быстрее ожидаемого, что создает фундаментальную проблему для России, говорится в “Мониторинге экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития”, подготовленном экспертами РАНХиГС и Института Гайдара. Эта проблема обострила внимание к ХIХ съезду Коммунистической партии Китая и его вероятному воздействию как на геополитику, так и геоэкономику. Тем более, что решения структурного характера в КНР реализуются будет последовательно и с разнонаправленным влиянием на экономику других стран.

По суждению экспертов, активизация экологической политики в Китае может значить, что с двигателями внутреннего сгорания будет кончено, от чего напрямую пострадают нефтедобытчики. “Растущий автопарк Китая до сих пор был решающим аргументом при обосновании вырастающего спроса на нефть. Но массовая электрификация транспорта способна обессилить этот спрос заранее, еще во второй половине 2020-х”, – отмечается в Мониторинге. И это гораздо немало серьезный структурный вызов, чем сланцевая революция, вероятность какой отрицали вплоть до того момента, когда она перекроила всемирный нефтяной рынок и национальные бюджеты десятков стран, уверены эксперты РАНХиГС, какие обращают внимание на то, что в проекте федерального бюджета на 2018– 2020 годы заложены положительное сокращение расходов и весьма консервативный прогноз цены на нефть.Силуанов: Допдоходы от нефти можно расходовать при подушке безопасности бюджета РФ в 7% ВВП

В долях ВВП бюджетные доходы сокращаются с 16% в 2017 году до 14,8% к 2020 году. В основном это связано с динамикой нефтегазовых поступлений при крайне мрачной оценке мировых цен на нефть: в 2017 году ожидается 49,9 долларов за баррель, в 2018 году – 43,8 долларов за баррель и 41-42 доллара за баррель в 2019–2020 годах. При этом, сообразно проекту бюджета, прогнозируемое ослабление рубля к доллару не сможет в целой мере компенсировать снижение нефтяных котировок.

Эксперты РАНХиГС все же измерят из более высоких цен на нефть “По нашим оценкам, цена на нефть в рассматриваемом этапе будет колебаться на уровне 46–48 долларов за баррель и ей будет отвечать обменный курс в 60–63 рублей за доллар. В случае реализации подобных ценовых и курсовых ориентиров объем нефтегазовых доходов превысит заложенный в бюджете степень на 0,1 п.п. ВВП в 2018 году и на 0,3–0,4 п.п. ВВП в 2019–2020 годах”, – находят они. Поступления ненефтегазовых доходов, как следует из проекта бюджета, ожидаются на стабильном степени – до 10% ВВП.Министр финансов РФ Антон Силуанов выступает на парламентских слушаниях комитета Государственной Думы по бюджету и налогам. 10 октября 2016Дума приняла в I чтении проект об увеличении дефицита бюджета-2017 до 2,2% ВВП

Также проект бюджета предусматривает положительное сокращение расходов: с 18,1% ВВП в 2017 году до 15,6% ВВП к 2020 году. В этап 2011–2017 годов расходы федерального бюджета никогда не опускались ниже 18% ВВП. Эксперты поясняют, что запланированное острое сокращение расходов на ближайшие три года связано с подстройкой бюджета под новоиспеченное бюджетное правило, принятое этим летом. По мнению авторов Мониторинга, правило не обладает должной устойчивостью, и при накоплении оружий в Фонде национального благосостояния хотя бы в размере 10–15% ВВП спровоцирует мощное политическое давление в сторону повышения базовой цены на нефть, какая сейчас заложена на постоянном уровне в 40 долларов за баррель Urals. 

Авторы Мониторинга находят, что предусмотренная в проекте динамика расходов в недостаточной мере позволяет поддерживать экономический рост и может поставить под угрозу выполнение социальных обязательств, потому удержание непроцентных расходов на уровне не ниже 16% ВВП и дефицита бюджета – не рослее 1,5% при сохранении текущей налоговой нагрузки видится им обелённой. 

По всей видимости, параметры бюджета, которые сформированы на основе новоиспеченных бюджетных правил, станут попыткой правительства осуществлять политику жесткой бюджетной экономии, сообщают эксперты РАНХиГС, замечая, что удержание расходов федерального бюджета в номинальном обороте на уровне 2017 года может позитивно сказаться на улучшении бюджетной устойчивости. Однако, добавляют они, довольно вероятным представляется другой сценарий: параметры федерального бюджета, скорее итого, будут существенно скорректированы в дальнейшем в рамках нового политического цикла. Подобная корректировка может затронуть уже бюджет вытекающего года, предполагают они.