МИНСК, 12 мая — ПРАЙМ. Министр экономики Белоруссии Дмитрий Крутой заявил, что пока не видает необходимости в пересмотре прогноза экономического развития страны, однако эксперты оценивают влияние на прогноз по ВВП ряда факторов, вводя ситуацию с загрязненной хлоридами российской нефтью в трубопроводе «Дружба».
Проблема с качеством нефти, поступающей из РФ в Белоруссию по «Товариществу», возникла во второй декаде апреля, в результате был приостановлен транзит нефти в Европу через Белоруссию, Украину и Польшу. «Транснефть» признала повышенное содержание в ней хлоридов и заявила о принятии мер для скорейшего решения проблемы. Качественная нефть из РФ 2 мая устроилась по «Дружбе» на белорусскую границу, а 4 мая — на линейную производственно-диспетчерскую станцию «Мозырь» ОАО «Гомельтранснефть Дружба». Украинская «Укртранснафта» сообщила, что 11 мая восстановила транзит нефти в Европу. Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что, предварительно, ущерб для белорусской сторонки от поступления некачественной нефти составляет сотни миллионов долларов.
«До получения результатов первого полугодия никаких оснований пересматривать прогноз (указом президента предусмотрен рост ВВП края в 2019 году на 4% — ред.) нет», — сказал Крутой в интервью телеканалу «Беларусь 1», показанном в воскресенье.
Он уточнил, что еще нет этих о том, как будет складываться ситуация в этом году в сельском хозяйстве.
«Также известная история с «грязной нефтью», как она повлияет на условия транзита, то есть на транспортный сектор оптовой торговли и самих производителей, нефтеперерабатывающие заводы. Сейчас соответственные оценки делаются», — сказал министр.
Касаясь влияния на экономику российского налогового маневра в нефтяной области, Крутой напомнил, что при расчете прогноза развития экономики на 2019 год Белоруссия сознательно не учитывала возможную компенсацию по налоговому маневру, о какой Минск пытается договориться с Москвой. Такой же политики белорусские власти планируют придерживаться и в 2020 году.
«Переговоры с коллегами из РФ сейчас есть в активной стадии. Поэтому, не имея на руках конечных решений и по нефтяной сфере, и по цене на газ, мы исходим из самых мрачных оценок, которые есть на сегодняшний день. В этих условиях мы пока не видим причин отказываться от параметров программы социально-экономического развития, какие были заложены. Если нам удастся договориться в конечном итоге с российскими коллегами, то это станет дополнительным плюсом в нашей макроэкономической оценке», — отметил министр.
Сообщая о возможной компенсации в связи с налоговым маневром, Крутой отметил, что «масштаб суммы и в 2019, и в 2020 году, все-таки, если ее сопоставить с ВВП, бюджетом, вывозом и другими ключевыми макроэкономическими параметрами, она не такая значительная».
«Конечно, правительством определенные шаги предпринимаются, но не думаю, что надо сообщать им характер публичности», — заключил глава Минэкономики.
Одним из спорных вопросов для Минска и Москвы является налоговый маневр в нефтяной области РФ, предусматривающий постепенное обнуление экспортной пошлины на нефть и повышение ставки налога на ее добычу. Дополнительные издержки у Белоруссии возникают из-за ожидаемого увеличения стоимости на российскую нефть и снижения экспортных пошлин на нефтепродукты.
Минск оценивал свои потери суммарно за шесть лет в сумму до 11 биллионов долларов, а в 2019 году — в 400 миллионов долларов (при цене нефти в 70 долларов за баррель). Кроме того, Минск и Москва ведут переговоры по стоимости на российский газ для Минска с 2020 года.