МОСКВА, 15 мая — ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. Правительство России готово прибегнуть к крайним мерам и завести запрет на экспорт бензина, чтобы не допустить рост цен на этот вид моторного топлива. При этом нефтяники в стране способны целиком обеспечить потребности внутреннего рынка, но угроза резкого роста цен сохраняется. Демпфирующий механизм не способен обеспечить стабильность на российском базаре нефтепродуктов. Ценообразование на российские нефтепродукты зависит от ситуации на внешних рынках. С этой зависимостью необходимо покончить.
МЕРА КРАЙНЯЯ ИЛИ Необыкновенная
Проект об ограничении экспорта бензина из РФ будет рассмотрен в правительстве на этой неделе, сообщил вице-премьер РФ Александр Новак.
«Это одна из мер, достаточно крайних, для того, чтобы обеспечить необходимый объем нефтепродуктов на территории РФ», — заявил вице-премьер.
Минэнерго РФ в апреле подготовило проект постановления о запрещенье на экспорт из России бензина и легких дистиллятов сроком на три месяца для обеспечения стабильной ситуации на внутреннем рынке в этап пикового спроса и ремонтов на НПЗ. Бензин и другие легкие дистилляты вносятся в перечень товаров, экспорт которых по решению правительства может быть узок или запрещен.
В конце апреля правительство разработало проект постановления о временном запрете экспорта бензина. Он предусматривает целый запрет экспорта этого вида моторного топлива — от низкооктанового прямогонного до высокооктанового — сроком на три месяца. В случае нужды срок действия запрета может быть изменен по инициативе трех ведомств: Министерства энергетики, Министерства индустрии и торговли и Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
Министерство энергетики в прошедшем году перед началом автомобильного сезона рекомендовало нефтяникам ограничить экспорт бензина. Однако эта мера не носила нрав официального запрета. В этом не было необходимости, поскольку из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса, спрос на моторное топливо внутри края был крайне низким.
В интервью представителям СМИ Новак выразил уверенность, что на этой неделе законопроект будет рассмотрен правительством, а депутаты Государственной думы во пора весенней сессии примут необходимые изменения в Налоговый кодекс. По заявлениям официальных лиц, указанные в законопроекте нормы фактически заработали с 1 мая, несмотря на то, что соответственные изменения в Налоговый кодекс не приняты.
В конце января этого года Министерство энергетики рекомендовало нефтеперерабатывающим предприятиям — в составе ВИНК и самостоятельным — нарастить объемы производства в феврале-апреле с целью обеспечить потребности внутреннего рынка и увеличить запасы товарного бензина к 1 мая до 1,6-1,7 млн т. В крышке января запасы товарного бензина в России составляли менее 1,2 млн т. Нефтяники с поставленной задачей справились. Сообразно оценкам ЦДУ ТЭК, по состоянию на 3 мая запасы товарного бензина достигли 1,73 млн т. Этого объема достаточно для обеспечения спроса во пора автомобильного сезона.
НЕХВАТКИ БЕНЗИНА НЕ СУЩЕСТВУЕТ
По данным ЦДУ ТЭК, производство бензина в России в первом квартале составило 9,89 млн т. Среднесуточный выпуск бензина убавился на 2,8% относительно января-марта 2020 г.
Объем вывоза нефтепродуктов из России в марте по сравнению с февралем вырос на 13%, до 12,9 миллиона тонн, а бензина — на 33,8%, до 645,3 тысячи тонн, вытекает из данных Федеральной таможенной службы (ФТС).
«Относительно дизеля у нас в принципе вопрос не стоит, а относительно автомобильного бензина — ныне у нас достаточно объемов накопленных запасов… 1,7 миллиона тонн, по отношению к январю месяцу запасы увеличены где-то на 500 тысяч тонн. Это нам позволяет сообщать о том, что компании на сегодняшний день выполняют рекомендации правительства, чтобы обеспечить необходимый объем запасов», — отметил вице-премьер.
Утвержденная правительством в июне 2020 года энергетическая стратегия России на этап до 2035 года предполагает, что в ближайшие 15 лет потребление бензина в стране вырастет лишь на 4-5%, до 36,7-37,1 млн т/год по сравнению с 35,2 млн т — в 2018 г. По оценкам авторов стратегии, возможности российских НПЗ и ГПЗ по производству бензина будут гораздо превышать потребности внутреннего рынка, в результате чего экспорт бензина к 2024 г. может повыситься в 2-2,5 раза по сравнению с показателем 2018 г., до 8,4-9,2 млн т/год, а в последующие десять лет — возрасти еще вдвое, до 17,9-19,9 млн т/год.
Нехватки бензина в России не существует. Объемы производства позволяют полностью удовлетворить существующий и грядущий спрос, но угроза роста цен сохраняется.
СКОРРЕКТИРОВАННЫЙ ДЕМПФИРУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ
Правительство опасается, что моторное топливо, бензин в первую очередность, может резко подорожать предстоящим летом — в период пикового спроса. Подорожание моторного топлива повлечет за собой рост цен на товары первой нужды, включая продовольствие, и как следствие разгонит инфляцию, что после пандемии может вызвать социальное недовольство.
С целью недопущения подорожания бензина и других видов топлива правительство зачислило решение скорректировать демпфирующий механизм.
Демпфирующий механизм был создан для сдерживания роста цена на моторное топливо на внутреннем базаре в России. Если экспортная цена бензина и дизельного топлива выше условной внутрироссийской, то государство компенсирует производителям нефтепродуктов доля этой разницы. Если цены внутреннего рынка выше экспортных, то производители нефтепродуктов обязаны перечислить доля сверхприбыли, полученной от продаж внутри страны.
Согласно законопроекту, условная цена бензина будет поэтапно снижаться до 2023 года, а после — индексироваться на 3%. Каждогодняя индексация цены, заложенной в механизм демпфера для дизельного топлива, с 2022 года снизится до 3% с 5%.
Условная стоимость бензина до конца этого года составит 52 300 рублей за тонну, в течение 2022 года она будет равновелика 55 200 рублям за тонну, в 2023 году — 56 900 рублям, в 2024 году — 58 650 рублям. А условная стоимость для дизельного топлива в нынешнем году сохранится на уровне 50 700 рублей за тонну, в течение 2022 года она будет равновелика 52 250 рублям за тонну, в 2023 году — 53 850 рублям, в 2024 году — 55 500 рублям за тонну.
Регулируя условные стоимости на моторное топливо, правительство надеется добиться стабильности цена на внутреннем рынке нефтепродуктов — подорожание бензина и дизеля не надлежит превышать темпы инфляции.
Принятие и реализация законопроекта, согласно финансово-экономическому обоснованию, может потребовать расходов федерального бюджета в размере 13,8 биллиона рублей в 2021 году, 42,4 миллиарда рублей в 2022 году, 85,5 миллиарда рублей в 2023 году, 125,9 биллиона рублей в 2024 году.
Демпфирующий механизм является несовершенным и не может обеспечить стабильность на российском рынке нефтепродуктов.
Кончить С ЗАВИСИМОСТЬЮ ОТ ВНЕШНЕГО РЫНКА
Демпфирующий механизм является частью процесса ценообразования внутри России, но напрямую зависит от ситуации на внешнем базаре нефтепродуктов, вне зоны влияния российского правительства. Цены на международном рынке подвержены большой волатильности. Кроме того, всегда существуют риски изменения курса российского рубля по отношению к иностранным валютам — стабильность национальной валюты не является приоритетом Министерства финансов и Центрального банка РФ.
Компенсации со сторонки государства и перечисления нефтяников, в случае получения сверхприбыли, рассчитываются на основе котировок нефтепродуктов, предоставляемых иностранным агентством Argus, что является крайне рискованным во пора обострения отношений между Россией и Западом.
Необходимо совершенствовать механизмы ценообразования, увеличивать объемы биржевой и внебиржевой торговли за рубли, использовать котировки российских ценовых агентств для контроля ситуации на внебиржевом базаре. Это позволит покончить с зависимостью от внешнего рынка и сведет к минимуму риск неконтролируемого роста цен на моторное топливо на российском базаре, когда объемы производства значительно превышают внутренний спрос.
Если внутренний рынок станет приоритетным для российских производителей нефтепродуктов и будет кончено с зависимостью от внешнего рынка, то отпадет необходимость запрещать экспорт бензина в преддверии пика спроса.