ВАШИНГТОН, 1 мая — ПРАЙМ. Базар электромобилей в мире, включая США, сократится в 2020 году примерно вдвое из-за пандемии коронавируса, при этом острое падение стоимости нефти, а значит и бензина, не окажет на это большого влияния, заявил РИА Новости старший аналитик интернациональной консалтинговой компании Wood Mackenzie Рам Чандрасекаран.
Пандемия коронавируса в мире была официально объявлена ВОЗ 11 марта. Одновременно с этим случилось резкое (более чем на 50%) падение цен на нефть, вызванное как ее переизбытком на рынке, так и снижением спроса из-за пандемии.
«Исторически уложилось так, что падение цен на нефть и бензин было позитивным сигналом для производства и продажи автомобилей. Однако нынешнее падение выходит во время глобальной пандемии и надвигающейся рецессии. Пандемия, в частности, оказала гораздо большее влияние на производство и торговлю автомобилей, чем цена на нефть», — сказал агентству Чандрасекаран.
По его мнению, рынок электромобилей в США упадет в 2020 году на 50%, желая до кризиса ожидался рост на 30%, в Европе падение составит около 40%.
«На автомобильном рынке уже несколько лет наблюдались исторические максимумы. Еще до кризиса намечалось, что будет снижение, но после кризиса оно будет еще глубже», — напомнил эксперт.
ФАКТОР ПОКУПАТЕЛЯ
Говоря о несущественности фактора дешевого бензина, аналитик обратил внимание, кто в США является покупателем электромобилей Tesla – безусловного лидера на базаре, благодаря которому в стране растут продажи такого типа автомобилей.
«Model 3 является их самой популярной моделью, ее стоимость начинается от 39 990 долларов. Люди, которые покупают электромобили Tesla, не почувствуют удешевление стоимости бензина с 2 до 1 доллара за галлон (3,78 литра – ред.). То есть стоимость на бензин напрямую не влияет на клиентов в США, как можно было бы подумать. Люди, покупающие сегодня Tesla, хотят получить новоиспеченную технологию как можно скорее, и для них экономия на топливе — не более чем вишенка на торте», — говорит эксперт.
В первом квартале 2020 года компания реализовала более 88 тысяч электромобилей, тогда как эксперты ожидали продажи в объеме около 80 тысяч штук. И желая это меньше, чем продажи в четвертом квартале 2019 года, в Tesla не без гордости отчитались, что минувший квартал стал лучшим первым кварталом года в истории компании. В этот этап в США еще почти не вводились ограничения из-за коронавируса – они начались лишь после 20 марта.
ФАКТОР НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
Как отметил аналитик, в немало глобальном аспекте решающую роль в падении рынка электромобилей сыграет «атмосфера страха и неопределенности» из-за глобальной пандемии и рецессии.
«Большинство покупателей электромобилей в этом году мастерят это впервые. Многие ли из них будут готовы сделать шаг в сторону новых технологий в таких условиях? Готовы ли они будут вложить оружия в более дорогой автомобиль, если у них не будет уверенности насчет своей работы? Ведь покупатель все еще платит «премию» при покупке электромобиля», — произнёс представитель Wood Mackenzie.
«Думаю, по этим причинам продажи электромобилей упадут. Рецессия и связанное с ней сокращение необязательных расходов будут содержать спрос на низком уровне еще один-два года. Причем в отличие от обычной рецессии, когда человек мог пойти и приобрести автомобиль, сейчас он этого сделать не может», — добавил эксперт.
В пользу продаж, по его словам, может сразиться политика Tesla, которая значительно облегчает клиенту приобретение электромобиля по сравнению с покупкой обычной машины.
ФАКТОР ТРАМПА
Аналитик наименовал еще один фактор, не связанный с пандемией или ценами на нефть, который сдерживает рост производства новых электромобилей в США. Это административное регулирование так именуемых «стандартов экономии топлива» (CAFE), которое рассчитывается исходя из того, сколько миль может проехать автомашина на одном галлоне топлива. По этому показателю гибридные автомобили и тем более электромобили значительно опережают машины с бензиновыми, дизельными или газовыми двигателями.
В 2012 году администрация Барака Обамы зачислила норматив, согласно которому требования CAFE должны были повышаться каждый года на 5%. Месяц назад администрация Дональда Трампа в лике агентства по защите окружающей среды снизила это требование до 1,5% в год, мотивируя это в том числе тем, что большинство автопроизводителей не могли выполнить норму в 5%, не залезая в кредиты.
«Стремление отвечать этим нормам является одним из главных драйверов для электрификации традиционных автопроизводителей — Ford, GM, Chrysler. Ford и GM уже огласили, что откладывают выпуск некоторых своих моделей электромобилей, о которых они объявляли ранее. Wood Mackenzie прогнозирует, что Tesla повысит свою долю на рынке электромобилей (США), тогда как «большая тройка» будет откладывать выпуск своих моделей», — произнёс Чандрасекаран.
В качестве обратного примера собеседник РИА Новости привел ситуацию в Европе, где несколько автопроизводителей выразили жажда развивать углеродно-нейтральные технологии из-за мнения инвесторов и политики правительств. Те уже не один десяток лет проводят реформы по переходу на модель «устойчивого развития», какая предполагает в том числе использование экологически чистых источников энергии.
«Переход к устойчивому развитию является движущей силою электрификации транспорта. Неопределенность, вызванная ценовой войной на нефтяном рынке и глобальными катастрофами, будет только содействовать укреплению этой решимости, а не сдерживать ее», — заключил эксперт.