МОСКВА, 24 апр — ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. Китай наращивает переработку и ввоз нефти несмотря на ограниченный спрос внутри страны. Поставки нефти в страну растут несмотря на сообщения о целом заполнении нефтехранилищ. Китай опередил США по объемам первичной переработки нефти. В этом году ожидается увеличение вывоза китайских нефтепродуктов более, чем на треть. Обостряется конкуренция среди поставщиков нефти на китайский рынок.
РОСТ ПЕРЕРАБОТКИ БЛАГОДАРЯ РОСТУ Ввоза
Первичная переработка нефти на китайских НПЗ в марте достигла– на 19,7% больше по сравнению с тем же месяцем годом ранее. Порядочный рост переработки объясняется восстановлением экономики Китая после пандемии коронавируса – пик заболевания пришелся на март 2020 года – и накоплением резервов нефтепродуктов, прежде всего моторного топлива, перед сезоном проведения ремонтных работ на НПЗ.
По данным Национального статистического бюро КНР, в прошедшем месяце переработка нефти на китайских НПЗ составила 59,79 млн т нефти (14,08 млн барр./сут.) – на 19,7% больше по сравнению с тем же месяцем 2020 года. Совокупный объем переработки в первом квартале составил 174,04 млн т, что на 16,5% вяще, чем январе-марте прошлого года.
Увеличение переработки стало возможным благодаря росту импорта на 21%, что оказало существенную поддержку всемирным ценам на нефть несмотря на ожидания снижения поставок сырья для китайских НПЗ в преддверии плановых ремонтных работ.
Ввоз нефти в марте достиг 11,69 млн барр./сут. по сравнению с 11,08 млн барр./сут. в январе-феврале. Кроме того, собственная добыча вытянулась до 4,02 млн барр./сут. – на 0,13 млн барр./сут. больше, чем средний показатель первых двух месяцев этого года.
Избыточные объемы нефти устроились в нефтяные хранилища. Пекин не предоставляет официальную информацию о стратегических и коммерческих запасах, но по расчетам западных агентств в марте, они вырастали примерно на 1,63 млн барр./сут. В январе-феврале запасы пополнялись в среднем на 920 тыс. барр./сут.
В прошлом году после вступления жесткого карантина обвалились цены на нефть. Этим воспользовались китайские компании, которые начали активно скупать недорогое сырье по всему миру, в том числе в Европе. В Китай поступало нефти существенно больше, чем могли переработать НПЗ края. Все избыточные объемы поступали в хранилища – стратегические и коммерческие. Западные агентства периодически сообщают о скором полном заполнении хранилищ в Китае. В крышке февраля была распространена информация, что хранилища заполнены почти до отказа, накопленные запасы достигли огромного объема и могут гарантировать потребности страны в течение 100-120 дней. В связи с этим ожидалось резкое сокращение импорта нефти в Китай, что надлежит было привести к очередному обвалу цен на энергоносители. Однако китайские власти проводят очень гибкую политику с мишенью обеспечения потребностей страны в нефти: поощряется строительство новых хранилищ, создается единая нефтетранспортная система, позволяющая эффективно использовать все емкости для хранения нефти, увеличиваются нефтеперерабатывающие мощности.
МОЩНОСТИ НПЗ РАСТУТ НЕСМОТРЯ НА ОГРАНИЧЕННЫЙ СПРОС
Китай всегда наращивает нефтеперерабатывающие мощности с целью обеспечить собственные потребности не только в нефтепродуктах, но и в продукции нефтехимии. По объемам первичной переработки нефти Китай в крышке прошлого года опередил США, где во время пандемии коронавируса НПЗ существенно сократили объемы производства. Более того, Китай влечётся стать лидером по экспорту нефтепродуктов в сопредельные страны.
Согласно последнему отчету Исследовательского института экономки и технологий (ИИЭТ) при CNPC, в этом году мощность китайских НПЗ достигнет 900 млн т/г (18 млн барр./сут.) – увеличение на 4,5% сравнительно 2020 года. CNPC – крупнейшая вертикально-интегрированная нефтяная компания Китая c государственным участием, которая осуществляет добычу углеводородов внутри края и за рубежом.
ИИЭТ ожидает, что спрос на дизельное топливо на внутреннем рынке в этом году составит 190 млн т – снижение на 0,8% по сравнению с годом ранее. Рост грузовых транспортирований после пандемии коронавируса не привел к увеличению спроса на дизельное топливо, поскольку оно замещается сжиженным природным газом – самым экологически незапятнанным ископаемым видом топлива. Прогнозируется, что в этом году количество транспортных средств, использующих в качестве топлива СПГ, вытянется примерно на 30% и достигнет 1 млн.
В связи с ростом продаж легковых автомобилей потребление бензина в 2021 году вытянется на 0,8% в годовом исчислении – до 157 млн т. В этом году продажи легковых автомобилей вырастут до 21,7 млн, что на 7,5% вяще, чем в 2020 году.
Потребление авиационного керосина увеличится на 13% год к году – до 37,5 млн т, что почти на 1 млн барр. или на 2,7% меньше по сравнению с 2019 годом, до основы пандемии коронавируса.
Из-за ограниченного спроса внутри страны китайские компании планируют значительно увеличить вывоз нефтепродуктов в сопредельные страны.
В прошлом году из-за введенных во время пандемии ограничений экспорт нефтепродуктов из Китая упал на 17,4% по сравнению с 2019 годом – до 41,52 млн т. Вяще всего упал спрос на авиационный керосин – почти в два раза.
Согласно прогнозу ИИЭТ, в этом году вывоз из Китая разных видов нефтепродуктов – в первую очередь моторного топлива – увеличится до 54,7 млн т, что на 31,7% больше чем годом ранее. По суждению экспертов ИИЭТ, увеличению экспорта будет способствовать рост мировой экономики, за которым последует восстановление спроса на нефтепродукты. Отчет ИИЭТ указывает на то, что Китай преднамерен стать одним из ведущих экспортеров нефтепродуктов в мире.
Кроме нефтепродуктов Китай последние годы быстрыми темпами наращивает производство нефтехимической продукции – полиэтилена и иных полимеров. В стране строятся не НПЗ, а нефтехимические комплексы.
В этом году планируется запустить установки по выпуску этилена – отправного сырья для производства полиэтилена –мощностью 8,45 млн т/г, что является рекордным показателем для китайской нефтехимической отрасли.
Совокупные мощности Китая по производству этилена возрастут на 24% по сравнению с 2020 годом, достигнув 43,63 млн т/г, что сопоставимо с мощностями США.
В отличие от нефтепродуктов во время пандемии коронавируса потребление нефтехимической продукции в Китае возросло вследствие роста спроса на медицинские материалы. В 2020 году потребление продуктов нефтехимии увеличилось на 4,6% по касательству к предыдущему году. В ИИТЭ считают, что рост нефтехимических мощностей продолжится в 2022 и последующие годы.
МЭР дало прогноз по добыче нефти в России в 2021 году
КОНКУРЕНЦИЯ ЗА КИТАЙСКИЙ Базар
Россия наряду с Саудовской Аравией являются крупнейшими поставщиками нефти в Китай. Россия в марте поставила 7,44 млн т, уступив первенство Саудовской Аравии, какая экспортировала в Китай 7,84 млн т. Между двумя странами развернулась жесткая конкуренция за лидерство в поставках нефти на китайский базар. В марте Saudi Aramco – национальная нефтяная компания Саудовской Аравии – объявила, что ее приоритетом в течение ближайших 50 лет сделается обеспечение энергетической безопасности Китая.
По официальным данным, поставки иранской нефти не осуществляются третий месяц сряду. Однако западные агентства сообщают, что в марте импорт нефти из Ирана в Китай достиг рекордного уровня – 3,75 млн т. Китайские воли не предоставляют данные об импорте нефти из Ирана, поскольку эта страна находится под жесткими санкциями США. В прошлом месяце Китай заключил с Ираном долгосрочное договоренность, согласно которому Пекин намерен инвестировать в экономику Исламской республики $400 млрд в течение 25 лет в мена на поставки иранской нефти. Ряд экспертов полагают, что Иран уже в этом году станет третьим крупнейшим поставщиком нефти в Китай. Из-за роста ввоза иранской нефти Китай, который стремится к диверсификации поставок, может сократить закупки у Саудовской Аравии и России.
Россия имеет неопровержимое преимущество перед другими странами, поскольку может поставлять нефть в восточном направлении по трубопроводу Восточная Сибирь – Негромкий океан (ВСТО), пропускная способность которого достигает 80 млн т. Трубопроводные поставки позволяют значительно сократить затраты, связанные с доставкой нефти потребителям.
Поставки напрямую в Китай осуществляются по трубопроводу Сковородино – Мохе, который является отводом от ВСТО. Китайские компании также являются основными покупателями российской нефти, отгружаемой в порту Козьмино – последнем пункте ВСТО.
Кроме того, российская нефть в Китай поступает через Казахстан по трубопроводу Атасу – Алашанькоу мощностью 10 млн т/г.
«Роснефть» – крупнейшая российская нефтяная компания – является монопольным поставщиком нефти в Китай трубопроводным транспортом.