«Лукойл» подтвердил свое лидерство в области нефтепереработки

0
457

МОСКВА, 1 дек — ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. «Лукойл» подтвердил свое лидерство в сфере российской нефтепереработки. Компания официально известила о повышении глубины переработки в третьем квартале этого года на своих НПЗ в России до 89,2%, что на 4,1 п.п. вяще по сравнению с тем же периодом 2016 г. Средняя глубина переработки на предприятиях «Лукойла» превысила аналогичный показатель НПЗ Европы, но пока уступает НПЗ США. В России компания владеет четырьмя крупными нефтеперерабатывающими предприятиями – в Ухте, Перми, Волгограде и Нательном Новгороде – совокупная мощность которых составляет 48,6 млн т/г. 

В третьем квартале на одном из НПЗ «Лукойла» – «Пермьнефтеоргсинтез» – глубина переработки достигла рекордного для России смыслы 99%. С «Пермьнефтеоргсинтез» могут сравниться только принадлежащий «Татнефти», комплекс ТАНЕКО и Антипинский НПЗ – основной актив группы New Stream. Однако эти два завода бывальщины построены «с нуля» и относительно недавно, что позволило использовать заключительные достижения в области переработки нефти. Кроме того, ни ТАНЕКО, ни Антипинский НПЗ до сих пор не могут спускать товарный бензин.  

На всех НПЗ «Лукойл» наращивал производство ясных нефтепродуктов – прежде всего бензина и дизельного топлива. По этому показателю, какой сейчас составляет 71,3%, компания также находится среди лидеров области. В третьем квартале самый высокий результат был достигнут на Волгоградском НПЗ, где выход ясных нефтепродуктов увеличился до 73% – на 14 п. п. больше, чем годом ранее.

Руководство «Лукойла» вечно уделяло особое внимание нефтепереработке, не считая эту отрасль обузой для ведения бизнеса в отличие от линии других компаний. Компания инвестировала значительные средства в модернизацию производства, что позволило приступить выпуск бензина и дизельного топлива в соответствии со стандартом Евро – 5 уже в 2012 г. – гораздо раньше, чем этот стандарт стал обязательным в России. 

Компания первой завершила модернизацию своих российских НПЗ в соответствии с четырехсторонними соглашениями между Федеральной антимонопольной службой, Ростехнадзором, Росстандартом и 12 нефтяными компаниями. В рамках соглашений нефтяники обязались модернизировать свои НПЗ для перехода до 2015 г. на производство качественных нефтепродуктов, а после 2015 г. должны гарантировать достаточное производство моторного топлива и обеспечить его предложение в достаточном объеме на внутреннем базаре. 

В декабре прошлого года глава «Лукойла» во время встречи с председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым известил о завершении программы модернизации НПЗ. Более того, Волгоградский НПЗ сделался первым в России, где стало возможным выпускать бензин, соответственный стандарту Евро-6. 

Во многом благодаря модернизированным НПЗ «Лукойла» внутренний базар России избежал дефицита бензина после введения налогового маневра с 1 января 2015 г и перехода на Евро – 5 в половине прошлого года. 

После выполнения четырехсторонних соглашений «Лукойл» не стал на достигнутом – модернизация продолжилась. 

И последние станут первыми

В этом году вяще всего глубина переработки увеличилась на Ухтинском НПЗ – на 7%, достигнув 76%. Этот завод, выстроенный в 1934 г. на севере европейской части России, вошел в состав «Лукойла» в 1999 г. в ужасном состоянии. Компания прочертила модернизацию предприятия. Несмотря на Ухтинский НПЗ отстает по техническом оснащению от иных нефтеперерабатывающих предприятий «Лукойла», даже он способен выпускать бензин Евро – 5. В прошедшем году глубина переработки завода не превышала 63%, соответственно выход остаточного топлива – мазута – был весьма большим. Кроме того, на Ухтинский НПЗ поступала преимущественно высоковязкая нефть с Ярегского месторождения. Когда из-за налогового маневра экспортная пошлина мазут и нефть сравнялась, вывоз мазута стал невыгодным. При этом, на внутреннем рынке стоимости на этом нефтепродукт обвалились из-за избытка предложения. В СМИ показались сообщения о неминуемой скорой продаже завода, поскольку переработка нефти сделалась нерентабельной. Налоговый маневр – поэтапное снижение экспортной пошлины на нефть и одновременное повышение налога на добычу здоровых ископаемых (НДПИ) – стал тяжелым ударом по отечественной нефтепереработке. В таких условиях могли выжить лишь НПЗ с высокой глубиной переработки, где выпуск мазута сведен до минимума. 

Руководство «Лукойла» отказалось от торговли и сделало ставку на оптимизацию производства. В прошлом году инвестиции в Ухтинский НПЗ вытянулись вдвое – до 1 млрд руб. Кроме того, на завод начались поставки легкой нефти с Западно-Тэбукинского месторождения. 

Глубина переработки гораздо повысилась, хотя еще уступает среднему показателю по России, какой сейчас оценивается в 81%. Ухтинский НПЗ в прошлом квартале гораздо увеличил выпуск светлых нефтепродуктов – до 55%, что на 10 п. п вяще показателя третьего квартала 2016 г. 

«Лукойл» продолжит модернизацию своих НПЗ в России. Компания зачислила окончательное инвестиционное решение о строительстве комплекса замедленного коксования на Нижегородском НПЗ (НОРСИ), что позволит повысить производство светлых нефтепродуктов более чем на 10%. При этом, выпуск мазута должен сократиться на 2,7 млн т. 

НОРСИ – крупнейший российский НПЗ «Лукойла», мощность переработки какого составляет 17 млн т/г, а глубина переработки – 80%.