“Новатэк” с помощью “Газпрома” выходит на рынок СПГ Балтийского региона

0
404

Андрей Карабьянц, обозреватель Агентства экономической информации “Прайм”

МОСКВА, 17 мая – “Новатэк” завершает сделку по покупке 51% компании “Криогаз-Высоцк”, относящейся Газпромбанку. “Новатэк”, крупнейшая независимая газодобывающая компания РФ, получит контрольный пакет предприятия по производству сжиженного природного газа (СПГ) и выход на перспективный базар Балтийского региона. Сделка по приобретению “Криогаз-Высоцк” свидетельствует о все немало тесном сотрудничестве между “Газпромом” и “Новатэком”.

“Новатэк” углубляет позиции на Балтике

О заинтересованности в приобретении мощностей по производству СПГ неоднократно сообщал глава “Новатэка” Леонид Михельсон. Переговоры с Газпромбанком о покупке “Криогаз-Высоцк” велись давным-давно и кулуарно. После назначения в прошлом месяце выходца из “Новатэка” Сергея Соловьева генеральным директором предприятия, исход переговоров сделался очевиден. Сделка уже получила одобрение со стороны ФАС.

В результате “Новатэк” сделается владельцем 51% акций СПГ-завода мощностью 660 тыс. т/г, запуск какого запланирован на следующий год. Предприятие находится в регионе с развитой инфраструктурой, в прямой близости от трассы магистрального газопровода Ленинград – Выборг – Государственная рубеж. Эксперты оценивают стоимость проекта в 40-65 млрд руб. Приобретение “Криогаз-Высоцк” было бы невозможным без согласия “Газпрома”, какой является основным акционером Газпромбанка.

Контроль над СПГ-заводом в Высоцке усилит позиции “Новатэка” на базаре энергоносителей Северо-Западной Европы. Компания является владельцем экспортно-ориентированного завода по переработке газового конденсата и терминала для отгрузки нефтепродуктов в Усть-Луге, что позволяет коротать гибкую торговую политику. Экспортируя нефтепродукты, цены на какие упали незначительно по сравнению с нефтью, “Новатэк” добился рослых показателей эффективности и рентабельности торговых операций за рубежом. После запуска в эксплуатацию завода “Криогаз-Высок” компания сделается ключевым игроком на рынке малотоннажных партий СПГ в Балтийском регионе.

Спрос на малотоннажный СПГ растет

По оценкам западных агентств, мелкооптовый базар СПГ в Балтийском регионе быстро растет, и к 2025 году надобность в этом виде топлива достигнет 4 млн т/г. Основная причина скорого роста – ужесточение экологических требований, прежде всего, к судовому топливу. Собственно морской транспорт обеспечивает основной спрос на малотоннажные партии экологически незапятнанного топлива, которым является СПГ. Кроме того, домохозяйствам и небольшим предприятиям, не имеющим доступа к сетевому газу, также требуется СПГ в небольших объемах.

“Новатэк” приобретёт у Linde технологию сжижения газа для “Арктик СПГ-2”

Газпромбанк реализует ряд проектов по стройке малотоннажных СПГ-заводов на Северо-Западе России. Один из таких заводов был выстроен в Пскове и запущен в эксплуатацию в мае прошлого года. Сначала планировалось торговать СПГ исключительно на внутреннем рынке, но спрос на этот вид топлива за рубежом изменил начальные планы. Сейчас основным потребителем является соседняя Эстония. Компания Eesti Gaas покупает почти тяни СПГ производства “Криогаз-Псков” – 20 тыс. т в год. Поставки осуществляются автомобильным транспортом. СПГ из Пскова используется в качестве судового топлива на паромах Tallink, какие курсируют между Таллином и Хельсинки. Eesti Gaas заинтересована в увеличении поставок российского СПГ.

На продукцию “Криогаз-Высоцк” также нашелся зарубежный клиент – финская Gasum OY. С этой компанией заключен контракт на поставку 350 тыс. т СПГ каждогодне. Кроме того, получив контроль над заводом в Высоцке, “Новатэк” может приступить экспорт в Польшу, где в 2016 году российская компания приобрела сбытовое предприятие Blue Gaz.

Частному “Новатэку” легче вести бизнес в Европе, чем подконтрольному стране “Газпрому”, который по политическим мотивам демонизируют в Европе.

Вывоз мелкооптовых партий СПГ – высокодоходный бизнес, поскольку позволяет выйти на последнего потребителя, который готов платить гораздо более рослую цену по сравнению с внутренним рынком России.

Единый экспортный канал

В сегодняшнее время “Новатэк” ведет строительство СПГ-завода на Ямале, первая очередность которого будет введена в эксплуатацию уже в третьем квартале этого года. Компания сможет вывозить СПГ самостоятельно. В июле 2014 года председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подмахнул распоряжение об экспорте СПГ, который производится в рамках ряда проектов. До этого право на вывоз газа имел исключительно “Газпром” и компании, аффилированные с ним на 100%. Это распоряжение Медведева рассматривалось как первоначальный шаг на пути полной либерализации экспорта газа – как сжиженного, так и трубопроводного.

“Газпром” выступает категорически против либерализации, поскольку это может подорвать позиции компании в Европе – основном базаре сбыта для российского газа.

“Газпром” сделал ставку на вывоз трубопроводного газа, который имеет конкурентные преимущества перед СПГ. Все усилия компании устремлены на реализацию крупных стратегических проектов – строительство газопроводов “Нордовый поток – 2”, “Турецкий поток”, “Сила Сибири”, какие позволят диверсифицировать поставки и значительно повысить эффективность торговель. В связи с этим проекты “Газпрома” в области производства сжиженного газа – “Балтийский СПГ” и стройка третьей очереди СПГ-завода на Сахалине – отложены на более запоздалый срок.

Настаивая на сохранении монополии на экспорт трубопроводного газа, “Газпром” коротает гибкую политику в отношении независимых производителей, предлагая им целый экспортный канал – “Газпром экспорт”.

На “Криогаз-Высоцк” право вывоза СПГ не распространяется. “Новатэк” будет осуществлять поставки через сбытовую структуру “Газпрома”. Продукция СПГ-завода “Криогаз-Псков” мощностью 23 тыс. т/г поставляется за рубеж в соответствии с агентским соглашением между Газпромбанком и “Газпром экспортом”.

Кроме того, руководство “Новатэка” уверено, что сможет условиться о поставках через единый экспортный канал 2-3 млрд куб. м трубопроводного газа каждогодне.

“Газпром” вынужден проводить гибкую экспортную политику, чтобы не утерять монополию полностью. Кроме того, компании нужен союзник, чтобы противостоять давлению со сторонки “Роснефти” – мастодонта, который проводит политику экспансии не лишь в нефтяной, но и в газовой сфере, угрожая интересам как “Газпрома”, так и “Новатэка”.

В ближайшее время следует ожидать других совместных проектов между двумя крупнейшими газовыми компаниями России.

Литовцам хронически не везет

Поставки малотоннажных партий российского СПГ потребителям в Балтийском регионе может похоронить мечтание Вильнюса о самоокупаемости плавучего терминала Independence в литовской Клайпеде.

Литва с мишенью обретения энергетической независимости от России взяла в 2014 году в аренду на десять лет плавучий терминал мощностью 4 млрд куб. м/г у норвежской компании Hoegh LNG за немалые денежки. Арендная плата составляет 61,45 млн евро в год. Установка терминала в порту Клайпеды и подключение его к газотранспортной системе стала в 101 млн евро – очень большая сумма для маленькой Литвы.

Однако импортный СПГ не смог конкурировать с трубопроводным газом, потому литовское правительство обязало крупнейших потребителей покупать газ на терминале в Клайпеде вне подневольности от его цены.

Independence до сих пор остается загруженным не полностью, поскольку из-за падения индустриального производства и сокращения потребления со стороны населения стране требуется итого около 2 млрд куб. м в год. Литва надеялась на экспорт в Латвию и Эстонию и даже выстроила газопровод Клайпеда – Куршенай, но прибалтийские соседи отказались покупать “литовский газ”, какой стоит значительно дороже российского.

Сейчас Вильнюс мастерит ставку на экспорт малотоннажных партий СПГ. В конце прошлого года литовские Litgas и Lietuvos duju tiekimas заключили соглашение с норвежской Statoil о поставках потребителям в Балтийском небольших объемов СПГ. По этим из литовских источников, с января по апрель 2017 года удалось реализовать две партии объемом 15 тыс. т каждая. Покупателем стала компания Skangas.

Кроме того, с мишенью увеличения объема продаж малотоннажных партий СПГ компания Klaipedos Nafta – оператор терминала Independence – ведет стройка наземного хранилища объемом 5 тыс. т и двух наливных эстакад для поставок СПГ автомобильным транспортом.

Запуск в эксплуатацию завода “Криогаз-Высоцк” и начин экспорта СПГ может разрушить планы литовских компаний и вытеснить их с базара региона. Российская компания может предложить потребителям в Прибалтике немало привлекательные условия, поскольку себестоимость производства СПГ на заводе в Высоцке, какой использует в качестве сырья дешевый трубопроводный газ, значительно ниже.

После остановки на ремонт завода в Пскове эстонская Eesti Gaas разрешила закупать СПГ не у литовцев в Клайпеде, а у поляков в Свиноуйсьце.