МОСКВА, 30 дек — ПРАЙМ. Исправления к Кодексу торгового мореплавания (КТМ) вступают в силу с 30 декабря, согласно ним за судами под флагом РФ закрепляется исключительное право вести морские транспортирования углеводородов, добытых на российской территории и погруженных на суда в акватории Северного морского пути (СМП), до первого пункта выгрузки или перегрузки.
Выговор в частности идет о подобных перевозках нефти, природного газа, в том числе в сжиженном состоянии (СПГ), а также газового конденсата и угля.
Исключения из этого правила для судов под иностранным флагом допускаются лишь по решению правительства РФ. Однако это не должно противоречить общепризнанным принципам и нормам интернационального права, а также международным договорам России.
Поправки при этом не должны распространяться на правоотношения, возникшие из договоров, узников до 30 декабря 2018 года, а также международных договоров России, предусматривающих использование судов под иностранными флагами.
Корабля «В.Ф. Танкер» после блокировки танкера не заходят в порты Украины
Таким образом, с 30 декабря в силу целиком вступят все поправки к КТМ, принятые еще в конце 2017 года. Ряд из них, в частности, обязывающих заниматься каботажем только под флагом РФ, вступили в поступок еще в феврале 2018 года.
КОМПАНИИ ТЭК В УСЛОВИЯХ ПОПРАВОК
По словам директора консультационного центра «Гекон» Михаила Григорьева, «норма «до первого пункта выгрузки или перегрузки» распространяется, по сути, на вывоз продукции из акватории Севморпути до любого пункта направления — как на территории России, так и за рубежом и затрагивает все направления прямого вывоза — как на рынки Атлантики, так и АТР».
И поскольку речь идет о морских транспортированиях углеводородов, то вступающие в силу 30 декабря поправки напрямую затрагивают компании топливно-энергетического комплекса.
Григорьев помечает, что из акватории СМП вывоз сырья осуществляют «Газпром нефть» (Новопортовское месторождение, нефть), «Лукойл» (Сандибинское месторождение, нефть, сезонная навигация), «Норникель» (Пеляткинское месторождение, конденсат).
«Все корабля (вышеуказанных компаний — ред.) ходят под российским флагом, в октябре 2019 ожидается поставка еще одного танкера типа «Штурман Альбанов» для «Совкомфлота» (Новопортовское месторождение), какой, очевидно, как и все остальные суда проекта, будет поставлен под российский флаг. Никаких других компаний в обозримой перспективе не просматривается», — сообщает он.
«Новатэк» построит аэропорт для своего следующего проекта «Арктик СПГ-2»
Эксперт также добавляет, что вне акватории Севморпути отгрузка нефти круглогодично ведется с Варандейского терминала (3 танкера) и перроны Приразломная (2 танкера) в Печорском море — все суда управляются «Совкомфлотом» и ходят под российским флагом, порт приписки Большенный порт Санкт-Петербург.
ФЛОТ ПРОЕКТА «ЯМАЛ СПГ»
Если ограничиться лишь акваторией СМП, говорит Григорьев, то здесь работает несколько схем круглогодичного вывоза нефти, конденсата, СПГ, рудного концентрата и товарного металла из портов Сабетта, вводя удаленный терминал Новопортовского месторождения, и Дудинка. И если у всех перечисленных выше компаний суда ходят под флагом РФ, то с проектом «Новатэка» и его иноземных партнеров — «Ямал СПГ» — история совершенно другая.
Так, в 2018 году вывоз сжиженного газа с проекта «Ямал СПГ» осуществляли 11 кораблей — ни одно из них не ходит под российским флагом. Вывоз конденсата осуществляли 7 судов — все также под иностранными флагами, отмечает директор середины «Гекон».
«Вывоз нефти Новопортовского месторождения осуществляют 8 танкеров трех компаний — все под российским флагом, порт приписки Большенный порт Санкт-Петербург. Два из них в сезонную навигацию вывозили нефть Сандибинского месторождения. Вывоз основной части продукции «Норникель» из Дудинки осуществляют 5 контейнеровозов и 1 танкер, все под российским флагом, порт приписки Мурманск», — сообщает Григорьев.
«Что касается проекта «Ямал СПГ», то ни один из 15 газовозов Ямалмакс (Yamalmax), привлекаемые дополнительно газовозы, а также два строящихся для проекта конденсатовоза в сегодняшнее время не ходят под российским флагом», — добавляет он.
На вопрос РИА Новости о готовности «Новатэка» к введению поправок в Кодекс торгового мореходства компания ответила следующее: «Новатэк» оставил данный вопрос без комментариев».
Однако еще в апреле 2018 года глава «Новатэка» Леонид Михельсон сообщал, что исправления к КТМ в части транспортировки углеводородов по Северному морскому пути только на судах под флагом РФ содержат исключения, которые позволяют не воздействовать на СПГ-проекты «Новатэка». Тем не менее компания намеревалась внимательно следить за развитием ситуации.
Уже в августе «Новатэк» обратился в Минтранс РФ с мольбой разрешить компании каботажные перевозки СПГ по Севморпути судами не только под флагом России. Михельсон тогда отмечал, что зачисленные поправки к Кодексу торгового мореплавания не позволяют использовать 15 газовозов «Ямал СПГ» для каботажа между Сабеттой и планируемыми к стройке комплексами по перевалке СПГ в Мурманске и на Камчатке без соответствующего разрешения правительства РФ. Терминал в Мурманске «Новатэк» рассчитывает построить ранее 2022 года, а на Камчатке — примерно в 2022 году.
Вопрос тянулся вплоть до конца 2018 года, несмотря на ряд заданий ответственным ведомствам проработать его. И вот в начале декабря глава Минтранса Евгений Дитрих заявил, что танкерам Arc7 проекта «Ямал СПГ» вскоре могут разрешить каботаж сжиженного природного газа по Севморпути, поскольку эти корабля были заложены еще до принятия закона, запрещающего каботаж под иностранным флагом. Он отмечал, что соответствующее распоряжение согласуется и до крышки года будет внесено в правительство.
При этом Михельсон тогда говорил, что разрешение для 15 танкеров Arc7 «Ямалу СПГ» требуется лишь на три года.
Позднее замглавы минтранса Юрий Цветков сообщил, что ведомство также предлагает выдать разрешение флоту проекта на три года в качестве переходного этапа, пока не будут построены отечественные суда или перефлагированы иностранные.