МОСКВА, 31 авг — ПРАЙМ. Закрытие НПЗ, портов и нефтепроводов норда Мексиканского залива из-за тропического шторма «Харви» ощущается по всей краю и за ее пределами. Это стало следствием энергетического бума в стране, в итоге которого США и весь мир становятся все более зависимыми от нефтегазовой инфраструктуры Техаса, сообщает Dow Jones со ссылкой на The Wall Street Journal.
В связи со штормом в окружение на северном побережье залива закрылся третий НПЗ, причем в ближайшее время может приостановить работу еще один завод. Пострадали немало десятка НПЗ, включая два крупнейших в стране – Motiva, принадлежащий Saudi Arabian Oil Co., и Baytown, относящийся Exxon Mobil Corp. Согласно IHS Markit, на совокупную часть этих НПЗ приходится более 30% общих нефтеперерабатывающих мощностей в США.
Сообразно аналитикам, по состоянию на среду загруженность нефтеперерабатывающих мощностей в Техасе была сжата более чем на 3 млн баррелей в день, что превышает дневное потребление нефтепродуктов в Бразилии. В окружение три закрытых НПЗ заявили, что они либо возобновляют работу, либо лишь планируют это сделать.
Ситуация еще больше осложняется закрытием портов. Порт Хьюстона предупредил, что, вероятно, будет затворён для больших судов как минимум до субботы. По заявлениям Береговой охраны США, потребуются недели, чтобы крупные корабля и нефтяные танкеры смогли безопасно передвигаться по заливу Хьюстона. В Бюро таможенного и пограничного контроля США отметили, что порт останется затворённым для крупных судов в «обозримом будущем».
Распространение наводнения также повергло к риску взрыва на химическом предприятии Arkema, расположенном в 25 милях к северо-востоку от Хьюстона. Во вторник на предприятии была прочерчена эвакуация, а населению, проживающему в радиусе полутора миль от завода, было рекомендовано как можно скорее покинуть эту пояс. В среду в Arkema сообщили, что “не обладают никакими средствами для предотвращения” вероятного крупного взрыва и пожара. Наводнение привело к разморозке материалов, какие могут взорваться, если не находятся в охлажденном состоянии.
Инфраструктура в зоне Хьюстона может понести ущерб от шторма “Харви” в размере распорядка 10 млрд долларов, при этом существенная доля утрат придется на нефтегазовую отрасль, отметил экономист Moody’s Analytics Адам Каминс. Между тем производственные утраты компаний, в том числе в нефтегазовой отрасли, могут также достигнуть 10 млрд долларов, находит Каминс.
Приостановка нефтеперерабатывающих операций привела к резкому росту цен на бензин и иные нефтепродукты, в особенности в районе Мексиканского залива. При этом воздействие дефицита нефтепродуктов может ощутить на себе вся край, которая получает топливо с побережья Мексиканского залива. Ожидается, что дефицит затронет зоны от Остина до Атланты и Чикаго, утверждают аналитики.
Некоторые бензозаправки уже сообщают о нехватке топлива и панических покупках бензина, рост цен на какой в разных городах США составил от 5 до 30 центов за галлон, отметили отдельный аналитики.
Рекордные наводнения также ограничили работу трубопроводов и иных элементов логистической сети, которые необходимы для транспортировки топлива от НПЗ до заправочных станций. Так, Colonial Pipeline не запоздалее четверга планирует временно закрыть трубопровод протяженностью 5500 миль от Хьюстона до Нью-Джерси, а оптовый поставщик бензина Mansfield Oil ожидает узкого предложения топлива вплоть до Мэриленда.
“По сути, последствия (шторма) в той или другой степени затронут около трети страны”, — считает Марк Эндерль из TAC Energy.
Закрытие НПЗ в Техасе также может сказаться на всемирных рынках в связи с возросшим влиянием на них со стороны США.
На протяжении немало лет ураганы в районе Мексиканского залива нарушали поставки американской нефти и нефтепродуктов, зачастую содействуя росту цен на бензин и нефть на внутреннем базаре. Однако благодаря сланцевой революции США стали мировым лидером по вывозу нефтепродуктов.
«Ураган «Харви» демонстрирует, насколько значимыми и видоизмененными сделались риски и восстановительная способность нефтедобывающего района Мексиканского бухты для мирового нефтяного сектора в сланцевую эпоху», — отметил Джейсон Бордофф, директор Середины глобальной энергетической политики при Колумбийском университете.
Побережье Мексиканского бухты стало международным нефтеперерабатывающим центром, экспортирующим бензин в Мексику и Бразилию, а также дизельное топливо – в Европу. Если такие края, как Великобритания, возможно, будут снабжать США бензином, страны-импортеры будут вырваны ввозить топливо по более высоким ценам
В 2005 году, когда на США обрушился ураган «Катрина», край являлась крупнейшим в мире импортером бензина и других нефтепродуктов. Сейчас же ситуация изменилась, США стали мировым лидером по экспорту нефтепродуктов. Штаты по-прежнему остаются нетто-импортером нефти, однако в ближайшие 10 лет, благодаря росту буровой активности в сланцевом секторе, они сделаются крупнейшим в мире экспортером легкой малосернистой нефти и в какой-то момент даже смогут догнать с Ливией и Нигерией по суммарному объему поставок из этих двух краёв, отметил Эд Морзе из Citigroup.
В ближайшие годы США намерены нарастить вывоз сжиженного природного газа, в связи с чем ураганы могут оказывать немало ощутимое воздействие на мировые поставки энергоносителей, добавил Морзе. Излишек природного газа, возникший на фоне роста буровой активности в сланцевом секторе, привел к начину экспорта СПГ из США. К 2030 году экспорт американского СПГ может превысить 12 млрд кубических футов в день против 500 млн кубических футов в день в прошедшем году, согласно данным Управления энергетической информации (EIA).
«Намечалось, что превращение США в крупного экспортера нефти уменьшит волатильность на базаре, но на самом деле происходит наоборот», — заметил Морзе.
Если сообщать о порте Хьюстона, то ущерб непосредственно от шторма был небольшим. Однако для того, чтобы добиться порта, судам нужно пройти Хьюстонский судоходный канал.
Ход по каналу может открыться лишь через несколько дней или даже недель, так как Береговой охране необходимо расчистить его от мусора и удостовериться в том, что глубина канала достаточна для хода крупных судов. Но даже если порт будет принимать корабля, затопленные автомобильные и железные дороги могут помешать разгрузочным трудам.
Закрытие порта отражается на ряде отраслей. Продажи в ресторанах и розничных сетях могут упасть на неделю и немало, так как многие торговые точки в районе Хьюстона временно затворились. Некоторые магазины, возможно, не смогут поддерживать складские резервы, так как хьюстонский порт, а также окрестные автодороги и железнодорожные линии затоплены.
Хьюстонский порт является одним из крупнейших в США по контейнерным транспортированиям. Порт Корпус-Кристи, через который идет большая доля экспорта нефти и других энергоносителей, также закрыт для большинства кораблей.