В Брюсселе идут жаркие дебаты по “Северному потоку – 2”

0
472

МОСКВА, 15 сен – ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. В Брюсселе шагают жаркие дебаты по поводу строительства газопровода “Северный поток – 2”. Европейская комиссия (ЕК) желает получить мандат от Европейского союза (ЕС) на ведение переговоров с Россией о поставках газа, что может негативно сказаться на реализации проекта. Кроме того, Польша и ряд восточноевропейских краёв стремятся не допустить строительства газопровода и надеются, что американские санкции против России не позволят европейским партнерам “Газпрома” реализовать проектное финансирование. 

Рост спроса на импортный газ в Европе 

В сегодняшнее время спрос на газ в Европе оценивается на уровне 500 млрд куб. м/г. Большинство западных экспертов не ожидают порядочного увеличения спроса на этот вид энергоносителей со стороны европейских краёв до 2030 г. Однако собственная добыча быстро снижается, потому зависимость Европы от импорта газа растет. 

В прошлом году “Газпром” экспортировал в Далекое зарубежье (европейские страны и Турцию) рекордный объем природного газа – 179,3 млрд куб. м. В этом году поставки российского трубопроводного газа могут достигнуть 190 млрд куб. м. OMV ожидает изменения схемы финансирования “Нордового потока-2” из-за санкций

Весной этого года “Газпром” пошел на ряд порядочных уступок, включая разрешение на перепродажу российского газа в пределах ЕС, что повышает заинтересованность европейских компаний в добавочных стабильных поставках энергоносителей, которые может обеспечить проект “Нордовый поток – 2”. 

В рамках проекта должен быть построен газопровод мощностью 55 млрд куб. м/г напрямую из России в Германию по дну Балтийского моря вдоль существующего “Нордового потока”. Эксплуатация этого газопровода подтвердила надежность и эффективность маршрута в обход сопредельных стран. 

Среди традиционных поставщиков на европейский рынок Россия является один-единственной страной, которая имеет значительный потенциал увеличения добычи газа. 

Германия – основной бенефициар

Германия – экономический локомотив ЕС – является крупнейшим потребителем российского газа. В прошедшем году “Газпром” поставил в эту страну 49,83 куб. м. Германские энергетические и химические компании этой края больше всего заинтересованы в увеличении поставок газа из России – дешевой альтернативе СПГ из США или иных стран. 

Потребности Германии в газе в ближайшие годы будут вырастать опережающими темпами, поскольку в соответствии с принятыми ранее решениями до 2022 г. на территории края должны быть закрыты все АЭС. Кроме того, Германия коротает декарбонизацию экономики – отказ от использования угля для генерации электроэнергии. Открытие газопровода “Нордовый поток” приостанавливает работу до 22 сентября в связи с плановым ремонтом

Кроме того, в случае успешной реализации проекта “Нордовый поток – 2”, Германия не только полностью обеспечит свои надобности, но и станет крупнейшим газовым хабом (распределительным центром) Европы вместо Великобритании, какая покидает ЕС. 

Правительство ФРГ и германские компании являются самыми последовательными приверженцами российского проекта. Несмотря на то, что Берлин поддерживает санкции против Москвы, германский канцлер Ангела Меркель выступает против предоставления ЕК мандата на ведение переговоров с Россией о поставках газа.  

Ранее германские регуляторы и суд сбросили ограничения на допуск “Газпрома” к мощностям OPAL – продолжению существующего газопровода “Нордовый поток” по суше. OPAL позволяет доставлять российский газ потребителям в Германии и Чехии. Ограничения бывальщины сняты, несмотря на протесты со стороны Польши и жалобы Украины – новоиспеченного ассоциированного члена ЕС. 

Польский клин и лимитрофы

Ярыми противниками “Нордового потока – 2” является Польша и ряд стран-лимитрофов Восточной Европы. В отличие от прибалтийских стран, которые выступают против российского проекта исключительно по политическим мотивам, Варшава преследует свои корыстолюбивые интересы. 

На деньги ЕС в польском городе Свиноуйсьце был построен терминал для зачисления, хранения и ре-газификации СПГ. Польша обосновала необходимость строительства СПГ-терминала стремлением к обретению энергетической самостоятельности от России. Проект оказался провальный, поскольку СПГ оказался гораздо дороже российского трубопроводного газа. Терминал был введен в эксплуатацию в крышке 2015 г., но до сих пор не работает на полную мощность. Властям пришлось заставлять польских потребителей покупать газ из Свиноуйсьце, используя административные меры воздействия. Несмотря на оглушительные заявления о достижении энергетической независимости, объем поставок российского трубопроводного газа в Польшу в прошедшем году вырос, составив 11,07 млрд куб. м по сравнению с 8,9 млрд куб. м в 2015 г. 

Покупая дорогостоящий СПГ из США, Катара или Норвегии польские компании заранее обречены на разгром в конкурентной борьбе со своими “партнерами” из Западной Европы, потому Варшава пытается уровнять шансы, ограничив поставки дешевого российского газа в Германию. Польша сама желает стать газовым хабом для Восточной Европы, перепродавая топливо соседям. 

Польша совместно с прибалтийскими странами-лимитрофами и примкнувшей к ним Украины создает кордон, какой должен оградить Западную Европу от “тлетворного влияния российского газа”. При этом, Варшава опирается на поддержку Вашингтона и антироссийски настроенных чиновников в структурах ЕС. 

Глава польской нефтегазовой компании PGNiG Петр Вожняк в интервью СМИ сформулировал надежду, что американские санкции, по крайней мере, надолго замедлят реализацию проекта “Нордовый поток – 2”.  

“Перспектива заморозки активов какой-либо европейской компании в Америке охладит энтузиазм осуществлять инвестиции совместно с “Газпромом”, – произнёс Вожняк. 

Польша вбивает клин между Россией и Западной Европой, препятствуя сотрудничеству в энергетической сфере. Чаяния возлагаются на страх европейцев перед США, а также на санкции, какие ограничивают доступ к рынку капитала для “Газпрома” и его партнеров. 

Санкциям вопреки

Партнерами “Газпрома” в проекте “Нордовый поток – 2” являются крупнейшие европейские энергетические компании– англо-британская Shell, австрийская OMV, французская Engie, немецкие Uniper и Wintershall. Все они однозначно высказались в поддержку стройки газопровода, за исключением французской компании. 

Глава ОМV Райнере Зеле заявил: “Необходимо еще немало четко всем объяснить, мы этот проект поддерживаем и отрекаться от него не собираемся”. При этом, раздаются открытые обвинения в адрес Вашингтона, какой при помощи санкций продвигает интересы американских компаний за счет европейцев. 

Американский СПГ начинов поступать на европейский рынок в прошлом году, но из-за дороговизны не сделался конкурентом российского газа. Кроме того, объемы поставок заокеанского газа остаются мизерными, поскольку базары за пределами Европы являются более привлекательными для Cheniere Energy – один-единственной компании США, которая производит и экспортирует СПГ. 

В санкциях США против России “Нордовый поток – 2” упоминается отдельно, поскольку в Вашингтоне осознают, какую опасность воображает этот проект для экономических интересов США.

Зеле признал, что из-за санкций США привлечь кредиты в размере 70% от всеобщей стоимости проекта – как планировалось ранее – не удастся, но “Газпром” и его партнеры могут адресоваться к китайским и российским банкам. Стоимость “Северного потока – 2” оценивается в 9,5 млрд евро.  

Кроме того, европейские компании располагают собственными порядочными финансовыми средствами, которые Nord Stream 2 – оператор проекта – готов взять в облике кредита под 6% годовых. Зарегистрированный в Швейцарии Nord Stream 2 уже получил немало 1 млрд евро от партнеров “Газпрома”. Швейцарская прописка также обнаруживает возможности обойти санкции США.

“Газпром” со своей стороны также предпринимает необходимые меры. Правление компании 14 сентября одобрило увеличение инвестиционной программы льющегося года на 217,3 млрд руб. – до 1,129 трлн руб. 

Украiна – понад усе

ЕК влечётся получить мандат на ведение переговоров с Россией о поставках газа и разболтать законодательство ЕС на “Северный поток -2”, что может затруднить реализацию проекта. Многие представители ЕК заявляют о нужды сохранения транзита газа через Украину и выступают против стройки еще одного газопровода из России. 

Европейский комиссар по энергетике и климату Мигель Ариас Каньете уверяет депутатов Европейского парламента в Страсбурге о надежности украинского маршрута. Иной европейский функционер Марош Шефчович, вице-президент ЕК по энергетическому альянсу, во время проведения в Киеве YES (“Ялтинской европейской инициативы”) также высказался за продолжение транзита сквозь Украину. Шефчович особо подчеркнул, что сохранение транзита российского газа сквозь Украину в Европу после 2020 г. “является важнейшим приоритетом ЕС”.

Однако оба этиц чиновника из ЕК ничего не упомянули о готовности европейцев оплачивать транзит сквозь Украину. 

“Нафтогаз” уже несколько раз пытался в одностороннем порядке в разы повысить тарифы за транзит. Кроме того, АМКУ (Антимонопольный комитет Украины) оштрафовал “Газпром” за монопольное поза на украинском рынке, несмотря на то, что российская компания не ведет коммерческой деятельности на территории края. Все попытки вымогательства со стороны Киева не привели к желаемому итогу, поскольку российская компания строго придерживается условий соглашения о транзите. 

Однако договор остается в силе до конца 2019 г. С 1 января 2020 г. Украина сможет на легитимных основаниях повысить платежи за прокачку газа по своей территории, что скажется на стоимости для конечного потребителя. Ни Каньете, ни Шефчович не упоминают об этом, когда выливают свое отрицательное отношение к “Северному потоку – 2”.  

Кроме того, украинская ГТС есть в плачевном состоянии, модернизация не производится, что повышает риск возникновения аварий и устанавливает под угрозу бесперебойный транзит российского газа в Европу. 

В связи с этим Дмитрий Песков пресс-секретарь президента РФ заявил представителям СМИ: “Транзит газа – это проблема не политической, а экономической целесообразности и экономической выгоды, предсказуемости, безопасности поставок… Поставки будут осуществляться по тому маршруту, какой наиболее выгоден как для продавца… так и для покупателей в западно-европейских странах”.