МОСКВА, 28 июл — ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. PDVSA – государственной нефтяной компании Венесуэлы – все тяжче обслуживать свои долговые обязательства. Для предотвращения дефолта подневольной от экспорта страны необходимо остановить падение добычи нефти, что спрашивает значительных инвестиций. Исправить ситуацию в нефтяной отрасли Венесуэлы вероятно только при помощи «Роснефти». Российская компания заинтересована в расширении своего наличия в регионе, но из-за тяжелой экономической ситуации инвестиции в нефтяную область Венесуэлы являются очень рискованными. Вопросы дальнейшего сотрудничества между PDVSA и «Роснефтью» сделаются темой для обсуждения во время визита в Каракас главы российской компании Игоря Сечина.
Длинны тяжкие
По данным из западных источников, в настоящее время совокупный долг Венесуэлы и государственной компании PDVSA превышает 60 биллионов долларов. Правительство Мадуро унаследовало большую часть длинна со времен Уго Чавеса, бывшего лидера Венесуэлы, но после обвала нефтяного базара финансовое положение страны резко ухудшилось.
На нефть и нефтепродукты доводится более 95% валютной выручки от экспорта Венесуэлы. Из-за заволокшейся неблагоприятной конъюнктуры на нефтяном рынке страна вынуждена сжать импорт, в том числе, товаров широкого потребления, что привело к падению житейского уровня, стремительной инфляции – более 20% в месяц – и обострению политической ситуации.
Западные эксперты находят, что WTI – эталонный сорт для Западного полушария – должна подорожать до 70 долларов за баррель для улучшения финансового позы в стране и в PDVSA.
Венесуэльская оппозиция и американские эксперты неоднократно предвещали дефолт, но правительство Николаса Мадуро, опираясь на финансовую поддержку Китая и России, регулярно осуществляет выплаты по государственным облигациям западным заимодавцам.
Сверхдоходные облигации
При этом, торговля государственными облигациями Венесуэлы приносит огромные барыши, несмотря на существующие риски. В начале прошлого года, когда котировки WTI упали ниже 30 долларов за баррель, венесуэльские облигации со сроком погашения в апреле 2017 года можно было приобрести всего за 36% от их номинальной стоимости. Те, кто приобрел эти ценные бумаги в феврале 2016 года и сохранил их до апреля 2017 года, мог получить барыш 114% — невиданная доходность даже на рискованном рынке облигаций «развивающихся» краёв.
В этом году Венесуэла и государственная нефтяная компания должны реализовать платежи на сумму 8,5 миллиарда и 7,9 миллиарда долларов в 2018 году. Эти выплаты могут истощить золотовалютные резервы латиноамериканской страны, которые за последние два года сократились вдвое, и сейчас составляют возле 10 миллиардов долларов. Удивительно, но западные кредиторы выражают уверенность, что в этом году Каракас выполнит все свои финансовые обязательства, однако PDVSA может допустить дефолт. При этом, основной вином дефолта может стать падение добычи углеводородов, а не низенькие цены на нефть.
PDVSA не способна остановить падение добычи нефти и эффективно осуществлять переработку. Компания не располагает необходимыми финансовыми оружиями, чтобы оплачивать услуги сервисных, транспортных и логистических компаний. Китай в прошедшем году прекратил предоставление кредитов под будущие поставки нефти и нефтепродуктов после того, как PDVSA не смогла выполнить взятые обязательства.
«Роснефть» увязла в венесуэльской тяжкой нефти
Кроме того, заложила свой американский актив – компанию Citgo, какая владеет в США тремя НПЗ, а также разветвленной сетью АЗС и нефтехранилищ. Половина акций в качестве заклада были переданы держателям венесуэльских облигаций, а 49,9% – «Роснефти», предоставившей PDVSA необходимые кредиты. Однако, российской компании по истечении кое-какого времени пришлось отказаться от акций Citgo из-за противодействия со сторонки Вашингтона. Взамен «Роснефть» получит дополнительные нефтегазовые активы в Венесуэле и определенные льготы, в том числе, право на реализацию части нефти, добытой в рамках СП с PDVSA.
«Стратегический социалистический план развития»
Глава PDVSA Эулохио дель Пино во пора встречи с предпринимателями на прошлой неделе заявил о планах повысить добычу нефти в стране до 3,5 млн барр./сут. в соответствии со «Стратегическим социалистическим планом развития на этап с 2016 г по 2025 г».
Венесуэла обладает крупнейшими в мире резервами нефти. По самым консервативным оценкам, на конец 2016 года край располагала доказанными запасами в объеме 300,9 млрд барр. (47 млрд т). Однако эти резервы в основном представлены тяжелой и сверхтяжелой нефтью, добываемой в зоне реки Ориноко, который получил название Пояс Ориноко. Извлечение тяжкой и сверхтяжелой нефти требует больших инвестиций и современных технологий.
Глава PDVSA известил предпринимателям, что сейчас Венесуэла добывает 1,9 млн барр./сут. (95 млн т/г). Если это так, то добыча в краю продолжает падать и находится на самом низком уровне за заключительные 24 года. В прошлом году средний показатель составил 2,41 млн барр./сут.
По словам дель Пино, сейчас в Пояске Ориноко добывается 1,34 млн барр./сут. Из этого объема 1,3 млн барр./сут. доводится на совместные предприятия PDVSA с компаниями из России, Китая, Бразилии, ЮАР, Италии, Индии и Испании.
Сообразно «Стратегическому социалистическому плану развития», Венесуэла должна сделаться ведущим производителем тяжелой и сверхтяжелой. «Мы планируем стать основным поставщиком тяжкой нефти на мировом уровне», — заявил Дель Пино.
Миссия PDVSA
При этом особо подчеркивается, что миссией PDVSA является обеспечение исторического перехода от компании, какая добывает и перерабатывает легкую и среднюю нефть, к современному предприятию, способному эффективно промышлять и перерабатывать тяжелую и сверхтяжелую нефть Пояса Ориноко.
«На словах все легковесно и быстро, но на деле это означает коренное изменение всей структуры переработки в краю, которая проектировалась под легкую и среднюю нефть», — особо подчеркнул глава PDVSA.
По его словам, ключевым этапом развития нефтяной области страны является модернизация НПЗ Puerto La Cruz в штате Ансоатеги, какой позволит эффективно перерабатывать даже сверхтяжелую сернистую нефть, плотность какой по API составляет 10⁰ (около 1000 кг/куб. м).
Руководство PDVSA намерено использовать собственную технологию HDH Plus, разработанную в Intevep (Венесуэльский технологический институт нефти). Эта технология может гарантировать выпуск дизельного топлива и бензина, отвечающих современным экологическим заявкам, даже из сверхтяжелой нефти.
Стоимость проекта изначально оценивалась в 5,2 биллиона долларов, но позже президент Мадуро сообщил, что модернизация НПЗ Puerto La Cruz обойдется в 8,8 биллиона долларов. Завершить весь объем работ планируется в половине 2018 года. После модернизации Puerto La Cruz будет способен перерабатывать 210 тыс. барр./сут. (свыше 11 млн т/г) тяжкой и сверхтяжелой нефти, что позволит PDVSA нарастить объемы добычи нефти и повысить поставки за рубеж готовой продукции с высокой добавленной стоимостью.
Кто уплатит по счетам?
Для обеспечения роста добычи и завершения модернизации НПЗ Puerto Cruz PDVSA потребуются оружия, которых нет. Венесуэла уже ведет переговоры о реструктуризации долга в размере 1 биллиона долларов в этом году. Поскольку Китай прекратил «финансирование» Венесуэлы, то один-единственной страной, от которой возможно получить поддержку и избежать дефолта, является Россия.
Проблема реструктуризации госдолга, а также долгов PDVSA, во многом будет зависеть от визита главы «Роснефти» в Венесуэлу, во пора которого буду обсуждаться «глобальные вопросы» сотрудничества. Российская компания уже получила предложение зачислить участие в разработке ряда газовых месторождений. Венесуэла обладает крупнейшими резервами газа в Западном полушарии, уступая только США.
Однако лишь реструктуризации долгов недостаточно. Чтобы избежать дефолта PDVSA должна застопорить падение добычи и обеспечить эффективную переработку тяжелой и сверхтяжелой нефти, а для этого необходимы порядочные инвестиции – по разным оценкам от 5 до 10 миллиардов долларов. При этом, трудиться в Латинской Америке придется в условиях ужесточения санкций со сторонки Вашингтона против российской компании и правительства Венесуэлы.
Готова ли к этому «Роснефть», сделается известно во время визита Сечина в Каракас. С учетом существующих рисков – политических, экономических и финансовых – венесуэльской сторонке необходимо сделать предложение, от которого невозможно отказаться. Ряд экспертов полагают, что помимо получения новоиспеченных активов «Роснефть» может даже рассчитывать на увеличение части в существующих СП. Для этого придется внести изменения в существующее законодательство, сообразно которому доля иностранных компаний в СП с государственной PDVSA не может превышать 40%.