Экспорт СПГ: на Европу надейся, а сам не плошай

0
384

МОСКВА, 5 мар — ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. Терминал Gate в порту Роттердама становится лидером в Европе по перевалке российского СПГ. В понедельник танкер «Кристоф де Маржери» привезёт на терминал в Нидерландах пятую партию сжиженного газа, отгруженную в рамках проекта «Ямал СПГ». Gate может сделаться основным хабом (распределительным центром) для российского СПГ в зимний этап, когда поставки по Северному морскому пути невозможны. Создание ледокольного флота позволит вывозить российский СПГ с Ямала в любой регион мира круглый год без перевалки на европейских терминалах и минуя посредников. 

В Азию сквозь европейские терминалы

Экспорт российского СПГ c Ямала зимой вероятен только через терминалы Северо-Западной Европы, где происходит перевалка сжиженного газа с танкеров ледового класса на обыкновенные танкеры, которые доставляют груз на другие более доходные базары. С момента пуска в эксплуатацию первой очереди проекта «Ямал СПГ» мощностью 5,5 млн т/г в декабре 2017 года бывальщины отгружены 14 танкерных партий объемом свыше 1 млн тонн. 

Вторым крупнейшим терминалом после Gate является относящийся Engie Montoir на западном побережье Франции, куда было привезено четыре партии СПГ с Ямала. 

Сейчас все партии СПГ с Ямала реализуются необыкновенно на спотовом рынке. По заявлениям представителей «Новатэка» NOTK, основного акционера «Ямала СПГ», поставки по долгосрочным контрактам должны завязаться в апреле этого года.

«Новатэк»: Проект «Ямал СПГ» готов на 92%  

Для транспортировки российского СПГ с Ямала бывальщины построены танкеры ледового класса, которые могут использоваться на Нордовом морском пути. Однако использование таких танкеров не позволяет осуществлять поставки по Севморпути в восточном курсе в зимний период из-за сложной ледовой обстановки.  

«Ямал СПГ» подмахнул с компанией Fluxys 20-летний контракт по перевалке сжиженного газа в объеме до 8 млн т/г на терминале в бельгийском порту Зеебрюгге, какой обладает необходимой инфраструктурой и мощностями. 

Gate не имеет долгосрочного договоренности об оказании логистических услуг с российскими производителями СПГ. По словам коммерческого директора Gate Стефаана Адриаенса, изначально намечалось использовать нидерландский терминал исключительно в качестве резервного варианта для обеспечения арбитражных (из одного региона в иной) поставок. Изначально планировалось осуществлять перевалку только одной партии СПГ в месяц. Но руководство Gate сделало «предложение, от какого невозможно было отказаться», чтобы привлечь большие объемы СПГ из России. 

Однако российский газ после перевалки перепродают последним потребителям в других регионах в основном посредники – международные энергетические трейдеры, владеющие мощностями на европейских терминалах. 

Введённая мощность терминала Gate составляет 8,5 млн т/г (12 млрд куб. м/г), но в случае нужды может быть увеличена на треть – до 11,3 млн т/г (16 млрд куб. м/г). В прошедшем году Gate принял 1,99 млн тонн СПГ, включая 701 тыс. тонн, какие были «реэкспортированы» после перевалки. Таким образом, Gate может гораздо увеличить прием российского СПГ в этом и последующие годы, когда будут заведены в строй вторая и третья очереди «Ямал СПГ». 

Юго-Восточная Азия – самый перспективный базар СПГ

Несмотря на установившуюся холодную погоду в Европе и последовавший за этим скачок цен на природный газ, самым привлекательным базаром для производителей СПГ остается Юго-Восточная Азия. На четыре страны этого региона – Японию, Китай, Полуденную Корею и Тайвань – приходится свыше 60% мирового ввоза СПГ. При этом, спотовые цены на природный газ в регионе достигают максимальных смыслов именно в зимний период. В прошлом месяце партии СПГ с поставкой в первой половине марта торговались в диапазоне $10,7-11/млн BTU.  

В январе 2018 года поставки СПГ в Японию достигли максимального объема за заключительные пять лет, достигнув 8,7 млн тонн, а импорт в Китай вытянулся до исторического максимума – 5,14 млн тонн. 

В прошлом году Китай сделался вторым крупнейшим импортером СПГ в мире, обогнав Южную Корею. Объем поставок превысил 38 млн тонн. В этом году рост спроса на природный газ в Китае продолжится в связи решением правительства сжать использование угля в промышленности и жилищном секторе. Западные эксперты уже мастерят прогнозы, что увеличение спроса в Китае может изменить баланс спроса и предложения на всемирном рынке и приведет к дефициту природного газа. 

Специалисты CNPC прогнозируют рост ввоза газа в Китай на 10% в 2018 году – до 105 млрд куб. м. При этом, объем поставок СПГ превысит ввоз трубопроводного газа, составив более 55 млрд куб. м (≈40 млн т). 

Для вывоза СПГ нужен «Лидер»

Если акционеры «Ямал СПГ» хотят повысить эффективность торговель своей продукции, то они должны осуществлять поставки на рынок Юго-Восточной Азии круглогодично и напрямую, исключая посредников и перевалку на европейских терминалах. В зимний этап без ледокольного сопровождения движение танкеров по Северному морскому линии невозможно. 

Для доставки груза СПГ из порта Сабетта на Ямале до пункта направления в Северо-Западной Европе и обратно требуется 16-18 суток. Транспортировка СПГ в Японию или Полуденный Китай длится от 38 до 44 суток, если ледовая обстановка подходящая. В зимний период, когда толщина льда на Северном морском линии достигает двух метров, только мощный ледокол сможет гарантировать движение судов с коммерческой скоростью – не менее 10-12 узлов в час. 

В сегодняшнее время на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге строятся три универсальных ледокола мощностью 60 МWt. Однако в России есть планы создания ледокола «Лидер» – самого крупного в вселенной – с ядерной силовой установкой, мощность которой достигнет 120 МWt. Ширина этого ледокола превысит 50 м, что гарантирует проводку СПГ-танкеров дедвейтом свыше 100 тыс. тонн, способных транспортировать до 200 млн куб. м газа.

В настоящее время вопрос финансирования стройки «Лидера» обсуждается на самом высоком уровне. Стоимость стройки «Лидера» оценивается в огромную сумму 70-80 млрд рублей, реализация такого проекта невозможна без участия страны. 

По мнению экспертов, для бесперебойного движения судов по Северному морскому линии в зимний период необходима флотилия из трех ледоколов образа «Лидер». 

Заинтересованность к «Лидеру» проявляет «Новатэк», который должен гарантировать эффективные продажи СПГ, производство которого будет расти скорыми темпами.  До конца 2019 года компания введет в построение вторую и третью очереди «Ямал СПГ» мощностью 5,5 млрд куб. м любая. 

Кроме того, «Новатэк» намерен построить еще один завод «Арктик СПГ-2» мощностью 18 млн т/г. и терминала для перевалки СПГ на Камчатке с мишенью обеспечения стабильных поставок в Юго-Восточную Азию. Оба проекта должны быть завершены до 2025 года. 

Присутствие мощного ледокольного флота гарантирует экспорт российского СПГ на всемирные рынки круглый год напрямую – без посредников и перевалки через европейские терминалы – что позволит успешно конкурировать на базаре Юго-Восточной Азии с американскими и австралийскими компаниями. 

Владимир Путин во пора выступления перед Федеральным собранием сказал, что ключом для развития Арктики и Далекого Востока должен стать Северный морской путь. «К 2025 году его грузопоток возрастет в десять раз – до 80 миллионов тонн», — особо подчеркнул российский лидер.

Вящую часть этого грузопотока составит СПГ, произведенный в российской Арктике.