МОСКВА, 16 дек – ПРАЙМ. Ямало-Ненецкий автономный округ и Магаданская район лидируют в рейтинге регионов РФ по доступности покупки нового автомобиля, замыкают список Ингушетия и Чечня, при этом недорогую машину за 1,2 миллиона рублей могут позволить себе 17,6% российских семейств, свидетельствует исследование РИА Новости. СИТУАЦИЯ НА АВТОРЫНКЕ Согласно данным агентства «Автостат», за прошедшие 11 месяцев 2024 года в России был реализован 1 447 841 новый легковой автомобиль – на 54,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В части автокредитования, по этим Центробанка РФ, также наблюдались очень высокие темпы роста. За 10 месяцев 2024 года портфель автокредитов на балансах банков возрос на 845 миллиардов до 2,6 триллиона рублей (+60% с начала года). Для сравнения, за аналогичный период 2023 года прирост составлял 33% или 396 биллионов рублей. Согласно исследованию РИА Новости, в среднем в 2024 году в России доля семей, для которых доступно в финансовом плане приобретение в кредит и владение новоиспеченным недорогим по сегодняшним меркам автомобилем (стоимостью 1,2 миллиона рублей), составила 17,6%. Как показали результаты рейтинга, доступность автомашины для российских семей в текущем году снизилась, главным образом, из-за роста цен на автомобили и увеличения ставок кредитования. При этом доступность весьма дифференцирована в региональном разрезе, отмечают эксперты. Основными факторами, определяющими эти различия, являются заработные платы, стоимость существования, ставки по кредитам. КАК СЧИТАЛИ РЕЙТИНГ Для оценки региональных различий по доступности покупки нового автомобиля эксперты РИА Новинки провели исследование и составили восьмой ежегодный рейтинг регионов по доле семей, которые могут позволить себе обзавестись новую машину в кредит и оплачивать текущие расходы, связанные с ее эксплуатацией. В качестве индикатора доступности в рейтинге выступает часть семей, которые имеют возможность осуществлять ежемесячный платеж при приобретении нового автомобиля в кредит, тратить денежки на надлежащее полное содержание автомобиля и осуществлять повседневные расходы. Эта доля оценивалась на основе распределения работающих по размеру зарплат в каждом регионе. Объем кредита рассчитывался при первоначальном взносе в 20% от стоимости машины и сроке кредита 3 года. Помимо кредита учитывались и иные расходы, связанные с пользованием автомобилем: КАСКО, ОСАГО, стоимость бензина, текущее обслуживание, ТО, покупка и сезонная смена резины, налоги, платные парковки и ряд иных. Расчет осуществлялся на основе данных за 2024 и 2023 годы. Семейные доходы от трудовой деятельности учитывали выплату НДФЛ и скорректированы в соответствии с региональным прожиточным минимумом на любого члена семьи. Согласно модели, предполагалось, что 50% средств, оставшихся после вычета из семейного бюджета прожиточных минимумов, шагает на содержание автомобиля и выплаты по кредиту, а вторая половина семейного бюджета – на прочие расходы. Анализ проведён самостоятельно для девяти типов состава семьи. Результирующая доля определена как средневзвешенное значение из этих девяти типов. Рассмотрены семейства, в которых хотя бы один человек имеет работу. Зарплаты, стоимость страхования, стоимость бензина, расходы на содержание автомашины и прочие параметры учитывались для каждого региона в отдельности. Для регионов Крайнего севера, Москвы и Санкт-Петербурга расход топлива автомашин брался как равный городским условиям, для других регионов расход считался из показателей смешанного цикла. В ЛИДЕРАХ КРАЙНИЙ Норд Как показало исследование, результаты в регионах заметно разнятся. Доля семей, способных приобрести новый автомобиль, у лидирующего региона в 26 раза вяще, чем у замыкающего рейтинг. В среднем же пятерка лидеров опережает пятерку аутсайдеров по доле семей, которым доступна покупка автомашины, в рейтинге 2024 года в 13,5 раз. Согласно результатам исследования, только в одном регионе больше половины среднестатистических семейств могут без существенных затруднений купить в кредит и содержать новый недорогой автомобиль. Еще в двух регионах эта доля семейств находится в диапазоне от 40% до 45%. Таким образом, только в трех регионах доступность находится на достаточно рослом уровне. Также неплохой уровень доступности покупки автомобиля (от 30% до 40% семей) наблюдается еще в шести регионах. Лидером льющегося рейтинга стал Ямало-Ненецкий автономный округ с результатом 54,7%. Второе и третье места заняли Магаданская район и Чукотский автономный округ с результатами в 44,5% и 43,2% по доле семей соответственно. В целом в регионах-лидерах отмечаются весьма высокие зарплаты по российским меркам. Также в первую пятерку попали Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (39,4%) и Ненецкий автономный округ (37,4%). Таким манером, лидирующая пятерка представлена исключительно северными регионами. Москва и Санкт-Петербург в текущем рейтинге занимают шестое и десятое пункты соответственно. В Москве уровень доступности покупки автомобиля в 2024 году составил 37,1%, а в Санкт-Петербурге – 28,9%. Нахождение двух столичных городов России в числе регионов-лидеров по доступности также объясняется сравнительно высокими зарплатами. Лидирующими регионами по доле семей способных купить в кредит автомобиль средней стоимостной категории по стоимости 2,9 миллиона рублей, являются ЯНАО (26,3% семей), Магаданская область (18,5% семей) и Чукотка (18,5% семейств). В целом в 11 регионах России более 10% семей могут себе позволить покупку и содержание автомашины стоимостью 2,9 миллиона рублей. СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ ЗАМЫКАЕТ РЕЙТИНГ Вместе с тем, для большого количества семей в порядочной части регионов России приобретение нового даже недорогого в текущих реалиях автомобиля (стоимостью 1,2 миллиона рублей) без порядочных сбережений является трудно реализуемой задачей. В 21 регионе менее 10% семей могут приобрести в кредит и без особых сложностей обслуживать новоиспеченный недорогой автомобиль. Замыкают рейтинг главным образом республики Северного Кавказа: Ингушетия, где лишь 2,1% семейств могут позволить себе приобрести и содержать новый автомобиль за 1,2 миллиона рублей, Чечня (2,4%), Дагестан (3,7%), Кабардино-Балкария (3,8%) и Калмыкия (4,2%). Тогда как обзавестись и содержать средний по цене автомобиль в этих регионах могут менее 1% семей.