Аттестация педагогических работников — что это и как проходит?

0
901

Аттестацией педагогических работников именуется своеобразный экзамен, в ходе которого оценивается уровень компетенции специалиста в профессиональном плане. Эти показатели говорят не только о качествах конкретного педагога, но и позволяют оценить степень учебного заведения в целом. Поэтому задача руководителя – качественно организовать процесс аттестации, что будет содействовать отбору высокопрофессионального кадрового состава.

Что такое аттестация и в чем ее нужда?

При проведении аттестации объединяются усилия психологов и методистов, благодаря чему оказывается комплексное психологическое сопровождение специалистов, а также регулярное повышение их профессиональных качеств и навыков.

Аттестация – это конфигурация проверки трудовой, специальной правоспособности отдельных категорий специалистов, закрепленная на государственном степени, в процессе которой осуществляется контроль качества исполнения ими своих прямых обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией.

По результатам определяется соответствие педагога его места, а также повышается его профессионально-деловой и морально-политический уровень ответственности. Еще одной задачей аттестации является содействие административным органам в подборе высокопрофессиональных кадров, а также стимулирование специалистов к саморазвитию и совершенствованию, поскольку в коллективе поддерживается крепкая конкуренция.

В процессе систематической формализованной оценки навыков и знаний специалиста, оценивается степень соответствия деятельности любого отдельно взятого сотрудника требованиям квалификационного уровня, необходимого для труды на занимаемой должности. При этом цель проведения аттестации заключается не в принятии субъективного решения сравнительно специалиста, а в непосредственном, живом обсуждении волнующих вопросов в процессе общения с главой.

В ходе данной дискуссии особое внимание должно уделяться совершенствам и недостаткам специалиста на занимаемой должности, а также стимулированию к повышению степени профессиональных качеств, раскрытию творческого и личностного потенциала.

Основные мишени проведения аттестации педагогических работников

  • в образовательных учреждениях формируется педагогический состав наиболее профессиональных сотрудников, обнаруживших себя самым лучшим образом;
  • определяется степень реального соответствия сотрудника занимаемой им вакансии;
  • становится очевидным, как полно раскрыт потенциал сотрудника, а также определяются перспективы возможностей педагогического состава;
  • становится очевидной нужда проведения курсов повышения квалификации для каждого из специалистов, их профессиональной подготовки или переподготовки;
  • определяется степень эффективности использования возможностей, потенциала каждого из сотрудников в соответствии с занимаемой им местом;
  • стимулирование к обмену опытом и передовыми методикам в сфере образования;
  • максимально эффективное использование навыков любого из сотрудников в сфере его деятельности в соответствии с его образованием и с учетом заинтересованностей и способностей;
  • распространение опыта в проведении аттестационных мероприятий в сфере образования;
  • рост профессиональных качеств педагогов, их продвижение по карьерной лестнице.

Так при поддержки аттестации создается эффективная система отбора кадров, выходит их оценка и переоценка, которые направлены на поощрение, привлечение и сохранение специалистов, а также их продвижение как в рамках одного учебного заведения, так и между различными звеньями одной образовательной структуры.

Новоиспеченные положение и правила в процедуре аттестации педагогических работников

Заключительные изменения в Типовом положении об аттестации педагогических работников, какое утверждено приказом Министерства образования № 930 от 06.10.2010 г. Случились в январе 2012 г.

Аттестация педагогических работников — что это и как проходит?

Рассмотрим, каких именно пунктов эти изменения коснулись, и в чем заключаются новшества проведения процедуры аттестации начиная с этого этапа:

  1. Если педагог переходит в другое учебное заведение либо меняет место педагогической сферы в прежнем учебном заведении, до следующей аттестации за ним сохраняются ранее прикарманенные квалификационные категории и звания (п. 3.22 Положения). То же самое прикасается методистов, а также специалистов, переводящихся из методических организаций на педагогические места. Эта норма напрямую связана с оплатой труда специалистов, степенью их нагрузки
  2. Определен порядок проведения аттестации специалистов, у каких имел место перерыв в работе на преподавательской должности. Так, сообразно п. 3.17 Положения, за такими сотрудниками сохраняются квалификационные категории, какие были присвоены при предыдущей аттестации, а также звания и ранги. Для них предусмотрен срок проведения вытекающей аттестации – не позднее 2 лет после их возвращения к работе – в ом случае, когда заключительная их аттестации проводилась не более 5 лет назад.
  3. Как выглядит процедура совмещения педагогических мест – п. 3.18 Положения определяет, что для каждой из этих должностей предусмотрена отдельная процедура аттестации. Кроме того, педагог может ходатайствовать о проведении внеочередной аттестации перед инструктивным составом – таким образом, сотрудник получает возможность самостоятельно регулировать – проводятся аттестации в одинешенек день, либо разводятся по времени. Соответственно, по каждой из процедур аттестации заполняется отдельный аттестационный лист.
  4. Как проходит аттестация выпускников ВУЗов – в соответствии с п. 4.3 Позы, такие педагоги принимаются на работу на категорию «Специалист» — вне подневольности от их формы обучения. При проведении последующей аттестации, не позднее 2 лет на основы им своей трудовой деятельность, эта категория может быть как повышена, так и понижена.
  5. Как проводится аттестация при отсутствии сотрудника – при присутствии уважительной причины и соответствующего письменного соглашения, аттестация может миновать в его отсутствие. Если причина его отсутствия не известна, то проведение аттестации без специалиста не допускается. Таким манером, решение принимается в каждом случае в индивидуальном порядке.
  6. Изменения в распорядке голосования членов аттестационной комиссии в соответствии с п. 3.8 Позы – внесены изменения в пункт о тайном голосовании. Теперь решения принимаются несложным большинством присутствующих. По желанию членов комиссии, порядок голосования может быть скрытым. При этом заседание комиссии может считаться правомочным на принятие решений лишь в случае присутствия на нем не менее 2/3 от общего числа членов, и не немного 5 человек присутствующих членов. Эта информация отображается в протоколе заседания комиссии. В тех случаях, когда по итогам голосования для аттестации специалиста принято разное количество голосов «за» и «против», принимается решение в прок специалиста. Кроме того, новшеством является положение о возможности любым членом комиссии добавлять к протоколу собственное мнение по любому проблеме как относительно материальной, так и процессуальной части проведения заседания, изложенное в письменной конфигурации.
  7. Если относительно сотрудника принято решение о несоответствии им занимаемой места, на руководителя возлагается обязанность предложить сотруднику другую место в соответствии его квалификационному уровню.

Аттестация по охране трудаВ нашем материале мы рассмотрим, как проходит аттестация по охране труда.

Тут мы подробно расскажем про аттестацию сварщиков.

Более подробно об аттестации персонала мы сможете разузнать в нашей статье.

Какие документы подаются для проведения очередной аттестации

  1. Заявление от сотрудника (заполненный особый бланк)
  2. Копия аттестационного листа либо выписки из распоряжения предшествующей аттестации
  3. Документы, предусмотрены п.п. 36, 37 Положения – Самоанализ итогов деятельности с соответствующими приложениями.
  4. Копия диплома или дипломов о педагогическом образовании

График прохождения аттестации педагогических работников

После подачи документов на непременную или добровольную аттестацию педагогических работников, составляются графики проведения этой процедуры.

При составлении графиков могут быть учтены особые пожелания любого сотрудника, о чем необходимо уведомить комиссию в письменной форме. Желательно сделать это до момента составления списков или ка можно ранее до дня проведения аттестации.