Демпинг – это снижение стоимости товара относительно его отпускной стоимости. Используется такой метод многими компаниями, особенно только что вышедшими на базар и нуждающимися в успешном занятии своей рыночной ниши.
Что такое демпинг и его основные цели
Демпинг цен – это снижение стоимости товара по сравнению с базарной ценой. Такой способ применяют многие компании, чтобы быстрее сбыть продукцию, привлечь больше клиентов. Но нередко, используя этот метод, фирмы работают себе в убыток. Однако в дальнейшем при достижении поставленных задач это помогает им получить стабильный и неплохой доход.
Основными целями применения демпинга является следующее:
- Желание привлечь покупателей. Реализуя товары по убавленной стоимости, компания успешно увеличивает поток клиентов. При этом многие из них в дальнейшем становятся постоянными покупателями, если качество продукции не портится.
- Завоевание своей ниши на рынке. Когда фирма только начинает работать, ей необходимо укрепить свои позиции, разболтать информацию о себе. В этом отлично помогает демпинг, который магазины активно рекламируют в уже известных торговых точках, что подталкивает клиентов покупать новинку.
- Заточение контракта с серьезным партнером. В этом случае снижение стоимости товаров позволяет привлечь, к примеру, владельцев крупных торговых середин, которые всегда ищут, где бы им закупать продукцию по небольшой цене.
- Сбыт товара. Эта цель демпинга необходима, если у компании осталось немало нереализованной продукции. Чтобы списывать как можно меньше, фирмы распродают по сниженной стоимости. Потребители, видя недорогой товар, быстро скупают его.
Государством производителям часто запрещается существенно уменьшать стоимость, это считается разновидностью нерадивой конкуренции. Это строго контролируется государственными властями, так как демпинг способен существенно подорвать экономику страны.
Разновидности
Демпинг имеет немало видов, но основные его формы – ценовой и стоимостный. Ценовой тип используется чаще всего не внутри конкретной торговой точки, а при взаимодействии компаний на внешнем базаре. К примеру, продавец одного государства проводит экспорт своей продукции в другие страны по уменьшенной стоимости, какую не могут предложить местные магазины. Также примером может служить взаимодействие между компаниями, находящимися в одном стране, но в разных регионах.
Стоимостная форма демпинга означает, что фирма определенное количество времени продает продукцию по низенькой цене, которая равна или даже ниже себестоимости. Таким образом, она работает себе в убыток. Это необходимо для того, чтобы вытеснить из базара конкурентов, привлечь больше покупателей.
Также имеются такие типы демпинга:
- Постоянный. Это значит, что товар продается по низенькой стоимости в течение всего срока сбыта. Обычно такой ход используют в качестве акций для увеличения объема реализации другой продукции. Ярким примером такого демпинга является предложение магазина одежды приобрести пиджак по 50% скидке при условии покупки конкретного платья. При этом компенсация входит в стоимость других товаров, поэтому магазин от этого ничего не теряет.
- Преднамеренный. Это демпинг, который имеет своей главной мишенью вытеснение конкурентов с рынка. Но такой метод больше подходит, когда конкурентоспособных фирм немного, так как меньше вероятность, что пункт вытесненной компании займет другая организация.
- Пиратский. Несколько схож с предыдущим вариантом, так как его цель также кроется в устранении конкуренции. Лишь в этом случае фирма желает устранить всех имеющихся конкурентов. Такой демпинг опасен, потому что может преступить экономическое состояние всей отрасли.
- Взаимный. Под ним понимают процесс, когда две страны реализуют друг другу продукцию по убавленной цене. Таким образом, получается вполне взаимовыгодное сотрудничество.
- Обратный. Такой демпинг подразумевает продажу товаров внутри базара по более сниженной стоимости, чем на внешнем рынке. Его применяют обычно при реализации газа, электроэнергии, бензина.
- Спорадический. Означает распродажу продукции по убавленной цене в целях ее скорейшего сбыта ввиду того, что она уже мало востребована или же подходит к концу срок годности.
Декламируйте также! Эластичность спроса и предложения по цене: формулы и факторы
Разновидность демпинга подбирается компанией в зависимости от того, какие собственно задачи она желает решить с помощью него.
Положительные и отрицательные стороны
Демпинг цен имеет свои достоинства и недостачи, которые нужно учитывать в процессе принятия решения о его использовании.
Положительные стороны:
- возможность привлечь много покупателей;
- внедрение на базар новой продукции;
- шанс занять хорошую нишу на рынке;
- отсутствие необходимости в дополнительных затратах.
Отрицательные сторонки:
- уменьшение прибыли в период использования демпинга;
- высокий риск того, что клиенты предпочтут больше качество, чем низенькую стоимость;
- большая вероятность заработать плохую репутацию при слишком частом демпинге.
Также к минусам относят то, что из-за снижения цен есть риск ухудшения состояния экономики в той или другой отрасли. Именно поэтому государство не одобряет применение такого метода и старается бороться с ним.
Рекомендации по грамотному демпингу
Демпингом пользуется большинство торговых точек в тех или других целях. Но не всегда они грамотно применяют его, что приводит к негативным последствиям.
Применяя демпинг, нужно учитывать следующие значительные моменты:
- Снижать цены следует временно, этот процесс не должен длиться постоянно. Поэтому важно установить конкретный временной интервал.
- Подходить к уменьшению стоимости нужно индивидуально. Необходимо проанализировать ситуацию у конкурентов. К образцу, можно удешевить тот товар, который у других фирм приносит больше всего прибыли. Тогда они потеряют клиентов, соответственно, и доход.
- Демпинг рекомендуется коротать в привлекательной форме, чтобы заинтересовать больше потребителей. Например, объявлять акции, распродажи, разрабатывать программы лояльности. Покупатели охотнее реагируют на такие предложения, чем попросту на сниженный ценник.
Нельзя ни с того ни с сего взять и уменьшить стоимость того или иного товара. Важно все тщательно просчитать, продумать, чтобы применение этого способа не повергло к краху фирмы.
Борьба с демпингом
Для конкурентов компании, часто играющие ценами, опасны. Поэтому фирмы принимают меры по войне с демпингом. Есть несколько действий, которые можно предпринять.
Подача жалобы в антимонопольную службу
Российское законодательство воспрещает применение демпинга, поэтому можно сообщить в орган, контролирующий данную сферу, о противоправной деятельности конкретной организации. Зачисление подобных жалоб осуществляется в местном управлении Федеральной антимонопольной службы.
В документе нужно четко и подробно обрисовать, какие действия компании предпринимаются и какие последствия вследствие этого могут возникнуть. Но слова должны непременно подкрепляться доказательствами, что фирма не просто проводит временную акцию, а именно нацелена на долговременный демпинг.
Дружба с конкурентами
На самом деле ничего всеобщего с дружбой отношения между конкурентами не имеют. Здесь имеется в виду, что можно попробовать договориться с компанией о взаимовыгодном выходе из уложившейся ситуации. К примеру, если у обеих сторон широкая линейка товаров, то можно договориться об уступке друг товарищу определенного сегмента, который приносит наибольшую прибыль.
Ожидание краха конкурента
Можно не начинать сразу с сетования, а просто выждать время, когда компания сама себя загонит в угол и разорится. Как только это случится, можно будет опять занять высокую нишу на рынке и продолжать получать достойную прибыль. Также появится возможность приобрести собственность обанкротившегося конкурента за копейки, тем самым увеличить объем своего производства.
Читайте также! Оформление больничного по уходу за нездоровым родственником
Уход с рынка
Это самый радикальный способ, на который сложно решиться, так как многие строят собственное дело годами. Но порой он является единственным правильным выбором, так как невозможно постоянно работать в убыток, бороться с конкурентами. В таком случае лучше перебежать в другую сферу бизнеса.
Меры против демпинга на государственном уровне
Было замечено, что вследствие демпинга повысился степень недобросовестной конкуренции, что приводит к разным последствиям, например, к частому неисполнению заключенных сделок. Поэтому государство зачислило несколько мер по борьбе с ним. Они, конечно же, не помогают полностью обезопасить от демпинга, но создают хороший барьер для его применения.
Существует несколько антидемпинговых мер по закону 44 ФЗ, определяющего распорядок государственных закупок. Первая гласит следующее: если начальная стоимость закупки составляет менее 15 миллионов рублей, а участник уменьшает ее немало чем на 25%, то он обязан выбрать один из вариантов:
- Внести оплату в качестве обеспечения контракта в 1,5-ом размере по сравнению с обыкновенным. Простыми словами тот, кто сильно снижает цену, должен заплатить деньги в залог, тем самым обеспечив исполнение соглашения. Если он не выполнит свои обязательства, внесенная им сумма останется у второй стороны.
- Внеси платеж в однократном размере и подтвердить свою состоятельность. Для этого у него надлежит быть заключено от 3 государственных контрактов в прошлом году, отсутствовать пени и штрафы по закупкам.
Если же начальная стоимость больше 15 миллионов и одна сторона пытается скинуть свыше 25%, то вариант только один – уплатить денежную сумму в залог.
Отдельное правило действует для сделок с товарами, которые необходимы человеку для нормального жизнеобеспечения, так, продукты питания. Если одна сторона уменьшает стоимость больше чем на 25% от первоначальной, то она должна представить вытекающую документацию:
- гарантийное письмо от производителя, где указана отпускная цена на продукцию;
- письменное подтверждение того, что товар есть у исполнителя;
- соглашение о перевозке продукции;
- лицензии, сертификаты;
- прочие бумаги, которые удостоверяют действительность предложения.
Также бьются с демпингом путем установления пошлин на импортные товары, к примеру, если нужно полностью оградить страну от той или другой продукции, то назначают слишком высокий сбор.
В России есть еще закон №165-ФЗ, который призван защищать край от продукции, наносящей экономический ущерб, вследствие неконкурентоспособности местных аналогов. Если ввоз таких продуктов выявлен, вводятся антидемпинговые пошлины.
Когда меры не используются
Есть несколько ситуаций, когда применять меры войны с демпингом нельзя. К ним относится следующее:
- электронный аукцион, проводимый по стоимости единицы товара, работы или услуги;
- отсутствие в соглашенье пункта о необходимости обеспечения его исполнения;
- оформление энергосервисного контракта;
- закупка лекарственных препаратов, входящих в список ЖНВЛП и имеющих убавленную цену не более чем на 25% по сравнению с отпускной.
Таким образом, демпинг представляет собой метод снижения цен для вытеснения с базара конкурентов, занятия высокой ниши, привлечения клиентов и иных целей. Данный процесс препятствует нормальному развитию экономики, потому не одобряется государственными властями.
[embedded content]